Лёгкий бронеавтомобиль БА-64 - 7 Мая 2010 - 3v-Soviet
3v-Soviet
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории
Мини-чат
 
200
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 888
Главная » 2010 » Май » 7 » Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
15:18

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Был создан в июле — декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, так и с использованием опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей. БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в годы войны, а также стал последним советским бронеавтомобилем классического типа. Всего в ходе серийного производства БА-64, с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9110 бронеавтомобилей этого типа.
бронеавтомобиль БА-64
БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты. В послевоенные годы БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской Армии в первой половине 1950-х годов. БА-64 также поставлялись ряду союзных СССР стран и в незначительных масштабах использовались армией КНДР в Корейской войне.
История создания
бронеавтомобиль БА-20
К началу Великой Отечественной войны единственным находящимся в производстве лёгким бронеавтомобилем в СССР являлся БА-20М. Созданный в середине 1930-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ-М-1, БА-20 к 1941 году успел устареть: его заднеприводное шасси не обеспечивало достаточной проходимости на пересечённой местности, а броня, защищавшая только от небронебойных пуль, не отвечала возросшим требованиям по защищённости. С 1941 года, в связи с сокращением производства ГАЗ-М-1 и переходом к выпуску нового полноприводного автомобиля ГАЗ-64, было решено перевести лёгкий бронеавтомобиль на базу последнего. Работы по бронеавтомобилям нового поколения, использовавшим полноприводное шасси и корпус с рациональными углами наклона брони, велись в СССР ещё в предвоенные годы, но не зашли дальше создания опытных образцов.
бронеавтомобиль БА-64
Идея разработки нового бронеавтомобиля была подана в инициативном порядке конструкторами ГАЗа после начала войны. После одобрения руководства, 17 июля 1941 года конструкторским бюро под руководством В. А. Грачёва были начаты работы по будущему БА-64. Предварительная проработка компоновки бронеавтомобиля осуществлялась Ф. А. Лепендиным. Поначалу планировалось ограничиться переводом на новое шасси бронекорпуса и оборудования БА-20, но уже вскоре стало очевидно, что уровень его броневой защиты недостаточен, а нерациональная форма и компоновка корпуса не позволяют её усилить без значительного утяжеления конструкции. В связи с этим было решено разрабатывать полностью новую конструкцию, ориентируясь при этом на предвоенные опытные машины, такие как ЛБ-62. При создании учитывался опыт боевого применения советских бронеавтомобилей в начальный период войны, также влияние на конструкторов оказало изучение трофейного германского бронеавтомобиля, предположительно Sd.Kfz.221, продемонстрированного на Полигоне НИИ БТ в Кубинке 23 августа, а 7 сентября переведённого на ГАЗ для детального изучения.
бронеавтомобиль БА-64
16 сентября состоялось совещание, на котором обсуждалась концепция будущего бронеавтомобиля, получившего название «64-Б». Помимо конструкторского коллектива, участие в нём приняли главный конструктор завода А. А. Липгарт и его заместитель по танкостроению Н. А. Астров, занимавшийся разработкой малых и лёгких танков. По итогам совещания было решено создавать бронеавтомобиль с предельно минимизированным забронированным объёмом и коротким, лишь незначительно выступающим по длине за пределы рамы корпусом. Новшеством стало также введение резкой дифференциации бронезащиты. Внутренняя компоновка бронеавтомобиля также вышла максимально ужатой, для размещения топливного бака в кормовой, наименее поражаемой в бою, части машины, пришлось даже надвинуть место водителя на моторный отсек, поместив его на коробке передач. Будущий бронеавтомобиль, помимо возлагавшихся на БА-20 функций командирской разведки, связи и обслуживания разведгрупп, благодаря лучшей проходимости, планировалось применять также для преследования отступающего противника, службы управления боем, борьбы с авиадесантами противника или, благодаря малой массе, для использования в собственных авиадесантных операциях. Машину предполагалось также использовать для обеспечения ПВО танковых и кавалерийских частей, поэтому её оружие должно было быть способно вести огонь и по воздушным целям.
ГАЗ-64
Разработкой бронекорпуса, обозначавшегося как ГАЗ-125, занимались кузовные специалисты завода — Б. Т. Комаревский, В. Ф. Самойлов, Ю. Н. Сорочкин и Г. А. Носов, а также конструктор танкового ОКБ А. С. Маклаков, занимавшийся проектированием башни бронеавтомобиля, и Н. А. Астров, осуществлявший консультацию работ. 13 и 15 октября были закончены первый и второй варианты компоновки машины, после чего к работе приступил коллектив под руководством ведущего конструктора по машине Г. М. Вассермана, занимавшейся переработкой шасси ГАЗ-64 под роль бронеавтомобиля. Разрабатывавшиеся для бронеавтомобиля детали получили вначале индекс «64-Е», а позднее, после модернизации — «64-Ж». Несмотря на недостаток опыта у большинства конструкторов, проектирование продвигалось быстрыми темпами. 24—27 ноября был собран броневой корпус, продемонстрированный маршалу К. Е. Ворошилову, взявшему после этого работу над бронеавтомобилем под свой контроль. Сборка прототипа бронеавтомобиля началась 5 декабря, а 9 января 1942 года в основном законченный прототип под управлением Грачёва совершил свой первый выезд, прошедший в целом успешно, за исключением выявившейся слабости подвески. Башня при этом, хотя и не полностью укомплектованная, вопреки некоторым источникам на бронеавтомобиле уже присутствовала, будучи впервые установлена на него ещё 12 декабря. Бронеавтомобиль получил заводской индекс «64-125» и на следующий день был дособран и продемонстрирован Ворошилову.
бронеавтомобиль БА-64
Заводские испытания «64-125» продолжались ещё в течение месяца, при этом вновь проявилась слабость подвески, неоднократно выходившей из строя. 17 февраля бронеавтомобиль был продемонстрирован уже Наркому танковой промышленности В. А. Малышеву в Москве. Тогда же было утверждено окончательное, войсковое, обозначение для новой машины — БА-64. 21—23 февраля бронеавтомобиль провёл в испытаниях вооружения на Софринском артиллерийском полигоне и полигоне завода № 8, а 3 марта, вместе с новым лёгким танком Т-70, БА-64 был продемонстрирован в Кремле перед членами правительства, в том числе И. В. Сталиным. После проведения всех необходимых доработок, БА-64 был постановлением ГКО от 14 марта принят на вооружение. Постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года Грачёву была присвоена Сталинская премия третьей степени, одновременно за разработку ГАЗ-64 и БА-64 на его базе.
Серийное производство
бронеавтомобиль БА-64
Производство БА-64 было развёрнуто на ГАЗе в апреле 1942 года, первые серийные бронеавтомобили были собраны уже в том же месяце, однако в тот период они не были приняты военной приёмкой из-за отсутствия пулестойких шин типа «ГК». Тем не менее, первые 35 БА-64 были приняты военными уже в начале мая. Броневые корпуса для машин опытной партии и нулевой серии изготавливались на заводе № 177 в Выксе, но в дальнейшем был организован их выпуск на кузовном корпусе ГАЗа. Первое время производство БА-64 тормозилось задержками с поставкой комплектующих, прежде всего двигателей, мостов и шин, но с июля 1942 года заводу удалось добиться выполнения плана. По мере накопления опыта эксплуатации и боевого применения бронеавтомобиля в его конструкцию начали вноситься изменения. Уже в июне были ликвидированы откидные противогранатные сетки над башней, как не оправдывающие себя. В июле было введено вентиляционное отверстие в крыше отделения управления, так как летняя эксплуатация БА-64 показала, что температура в обитаемых отделениях бронеавтомобиля могла доходить до 55—60 °C, а в сентябре — регулируемый вентиляционный люк в крыше моторного отделения, так как его вентиляция тоже оказалась недостаточной.
бронеавтомобиль БА-64
Эксплуатация выявила также и недостаточную надёжность БА-64: при гарантированном пробеге в 10000 км, по сообщениям из войск, многие бронеавтомобили выходили из строя уже при 1000—4000 км пробега. Основной причиной выхода бронеавтомобилей из строя являлась поломка перегруженного заднего моста, происходившая в большинстве случаев в результате неправильной эксплуатации, когда движение на низких передачах производилось без включения переднего моста и повышенный крутящий момент полностью передавался на задний мост. Для устранения этого, с 3 ноября 1942 года в качестве временной меры был введён неотключаемый передний мост; на уже выпущенных бронеавтомобилях переделка осуществлялась силами войсковых мастерских. В дальнейшем для решения этой проблемы в ноябре 1942 — феврале 1943 года в конструкцию БА-64 был внесён ряд изменений, направленных на усиление полуосей и мостов. Перегруженной оказалась также подвеска передних колёс, для устранения пробоев которой в феврале 1943 года была введена дополнительная пара гидравлических амортизаторов и усилены рессоры. Также для лучшего обзора местности водителем с марта 1943 года были введены смотровые лючки, закрывавшиеся броневыми заслонками.
бронеавтомобиль БА-64
5—14 июня ГАЗ подвергся ряду массированных налётов германской авиации, в результате чего был полностью разрушен или серьёзно повреждён ряд цехов, в том числе изготавливавший броневые корпуса ново-кузовной комплекс и поставлявший двигатели ГАЗ-ММ моторный корпус № 1. Кроме того, было полностью выведено из строя снабжение производства сжатым воздухом и частично — электроэнергией, что временно парализовало работу завода. Сгорел и механосборочный цех МСЦ-5, осуществлявший сборку БА-64, в результате чего выпуск бронеавтомобилей с 7 июня был прекращён полностью и до перехода на модификацию БА-64Б возобновлён уже не был. Всего с апреля 1942 по июнь 1943 года был выпущен 3901 бронеавтомобиль БА-64, в том числе 1352 в ради́йном варианте.
БА-64Б
БА-64Б
Одной из главных проблем БА-64 являлась также недостаточная боковая устойчивость, обусловленная узкой для машины такого класса колеёй базового ГАЗ-64 в сочетании со сравнительно высоким центром тяжести бронеавтомобиля. Необходимость расширения колеи БА-64 стала очевидна конструкторам ещё во время испытаний его прототипа весной 1942 года, но для скорейшего начала выпуска бронеавтомобиля было решено отложить введение более широкой колеи, так как это требовало перестройки налаженного производства агрегатов шасси, в то время как ГАЗ был итак загружен освоением выпуска новых образцов бронетехники, таких как танк Т-70. Тем не менее, с 31 августа 1942 года по инициативе конструкторского бюро всё же были начаты работы по созданию модификации БА-64 с расширенной колеёй, а 26 сентября были переданы ГАБТУ на утверждение план коренной модернизации бронеавтомобиля и программа его испытаний. Первый прототип модернизированного БА-64, получивший заводское обозначение 64-125-Б, был изготовлен в октябре 1942 года и в конце того же месяца поступил на испытания.
Улучшенная модель БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для неё использовался лёгкий армейский вездеход ГАЗ-67Б с более широкой колеёй. Это улучшило боковую устойчивость по сравнению с исходным вариантом БА-64. Турельная установка пулемёта ДТ была заменена на башенную. Серийный выпуск БА-64Б продолжался до 1946 года включительно (тогда построили последние 62 машины).
БА-64Б использовались чехословацкими и польскими соединениями, сформированными на территории СССР. После окончания Второй мировой войны часть БА-64Б была передана ГДР, где они успешно выполняли функции полицейских бронемашин. БА-64Б также поставлялись в Северную Корею, Китай и Югославию.
Описание конструкции
бронеавтомобиль БА-64
БА-64 имел компоновку с размещением моторно-трансмиссионного отделения в лобовой части машины, а отделения управления и боевого отделения — в кормовой. Экипаж бронеавтомобиля состоял из двух человек: механика-водителя и командира, выполнявшего также функции башенного стрелка.
Броневой корпус и башня
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
БА-64 имел дифференцированную противопульную броневую защиту. Броневой корпус БА-64 собирался при помощи сварки из катаных листов броневой стали толщиной, на машинах ранних выпусков, 4, 6, 9 и 12 мм, на всех последующих — 4, 6, 7, 9 и 15 мм. В поперечном разрезе корпус имел шестигранную форму, все его поверхности размещались под углами не менее 30° к вертикали. Лобовая часть корпуса имела ступенчатую форму и на БА-64 была образована: верхним лобовым листом отделения управления толщиной 12, на машинах поздних выпусков — 15 мм, размещавшимся под углом в 40° к вертикали; средним листом, выполнявшим роль крыши моторного отделения, толщиной 6 мм и расположенным по углом в 84°, двумя нижними лобовыми листами толщиной 9 мм, расположенными под углами 30 и 52°. На машинах поздних выпусков два нижних листа были заменены одним, расположенным под наклоном в 32°. Самый низ лобовой части корпуса служил для забора воздуха к двигателю и состоял из 6-мм взаимоперекрывающихся броневых жалюзи. Нижняя часть борта корпуса выполнялась из расположенных под наклоном в 30° бронелистов толщиной 9 мм, на машинах поздних выпусков — 7 мм. Верхние бортовые листы также располагались под наклоном в 30° и имели толщину 6 мм в районе моторного отделения и 9 мм — в районе отделения управления и боевого отделения. Корма корпуса состояла из 9-мм верхнего листа, расположенного под наклоном в 30°, и 6-мм нижнего, имевшего угол наклона в 35°. Днище и крыша корпуса имели толщину, соответственно, 4 и 6 мм.
бронеавтомобиль БА-64
Такой уровень бронирования обеспечивал машине защиту от винтовочных обычных 7,62-мм пуль — со всех дистанций, бронебойных — только для отделения управления и боевого отделения. От 12,7-мм обычных пуль верхний лобовой лист защищал на всех дистанциях, тогда как остальные лобовые листы — лишь на дистанциях более 500 м. От бронебойных же 12,7-мм пуль защищал только верхний лобовой лист, и лишь на дистанциях более 800 м. БА-64Б в целом имел ту же форму корпуса, но толщина нижнего лобового листа была увеличена до 11 мм, до 7 мм — толщина жалюзи воздухозаборника, до 8 мм — крышка воздухозаборника в крыше моторного отделения, до 11 мм — нижнего кормового бронелиста, тогда как толщина верхнего была напротив, уменьшена до 11 мм. Помимо этого, корпус БА-64Б выполнялся из броневой стали марки 77, отличавшейся большей пулестойкостью. Посадка и высадка экипажа на всех модификациях осуществлялась через два люка в нижних листах отделения управления, помимо этого, командир мог осуществлять её через верх башни.
бронеавтомобиль БА-64
Башня бронеавтомобиля имела восьмигранную в плане форму в виде усечённой пирамиды, открытой сверху. Стенки башни располагались под наклоном в 30° и имели на машинах ранних выпусков толщину в 9 мм, на последующих машинах — 10 мм. Башня размещалась на поворотной колонке, опиравшейся на пол боевого отделения, на машинах ранних выпусков связи с крышей корпуса она не имела, но на машинах поздних выпусков для увеличения устойчивости в башне были добавлены четыре ролика, опиравшихся на крышу. Поворот башни осуществлялся вручную, толканием связывавшей её с опорной колонкой дуги. Для фиксации в нужном положении, башня снабжалась ручным тормозом-зажимом. Верх башни на машинах ранних выпусков мог прикрываться откидными металлическими сетками, позднее устранёнными, а также брезентовым тентом для защиты от непогоды. Помимо этого, высота башни на машинах поздних выпусков была увеличена с 275 до 290 мм.
Вооружение
пулемёт ДТ-29
Основным вооружением БА-64 являлся 7,62-мм пулемёт ДТ-29. Начальная скорость его пули составляла 840 м/с, а темп стрельбы — 600 выстрелов в минуту, при боевой скорострельности до 100 выстрелов в минуту. Масса пулемёта без магазина составляла 8,35 кг. Пулемёт устанавливался в лобовой части башни на турельной установке, позволявшей его вертикальную наводку в пределах от −36 до +54°. По наземным целям пулемёт вёл огонь через вертикальную амбразуру, горизонтальное наведение при этом, за исключением узкого сектора, обеспечиваемого амбразурой, осуществлялось поворотом башни. Для стрельбы по воздушным целям турельная установка могла при помощи маховика подниматься за верхний обрез башни, что позволяло её свободное вращение. Также пулемёт мог сниматься для использования вне машины, для чего он снабжался съёмными сошками.
граната Ф-1
Для наведения пулемёта при стрельбе по наземным целям использовался стандартный диоптрический прицел, позволявший прицельную стрельбу на дальность до 1000 м. При стрельбе по воздушным целям применялся кольцевой прицел, максимальная досягаемость пулемёта по высоте составляла 500 м. Боекомплект пулемёта составлял 1260 патронов в 20 дисковых магазинах по 63 патрона, на оборудованных радиостанцией машинах он сокращался до 17 магазинов или 1071 патрона. Помимо пулемёта, для ближней обороны БА-64 комплектовался 6 осколочными гранатами Ф-1, а также личным оружием экипажа, таким как пистолеты-пулемёты.
Средства наблюдения и связи
бронеавтомобиль БА-64
Средства наблюдения за местностью для механика-водителя на БА-64 ограничивались размещённым в верхнем лобовом бронелисте смотровым люком, в котором для наблюдения в боевых условиях был установлен перископический зеркальный смотровой прибор с триплексным защитным стеклом и внутренней броневой задвижкой, аналогичный установленному на лёгком танке Т-60 и обеспечивавший обзор лишь лобового сектора. На БА-64Б к этому добавились два расположенных в верхних бортовых листах отделения управления смотровых лючка с броневыми заслонками. Командир машины мог вести наблюдение через открытый верх башни, либо через амбразуру пулемёта; помимо этого в бортовых листах башни размещались две смотровые щели с броневыми заслонками, броневыми козырьками и защитным триплексным стеклом. На БА-64 поздних выпусков и БА-64Б они были заменены зеркальными перископическими смотровыми приборами, аналогичными прибору механика-водителя.
Большинство выпущенных БА-64 каких-либо специальных средств внешней связи не имели, лишь на меньшую часть машин устанавливались радиостанции различных моделей. На БА-64 устанавливались радиостанции модели РБ-64-142200 или близкая к ней по характеристикам 12РП. На БА-64Б устанавливалась радиостанция 12РП или 12РПБ, отличавшаяся от первой наличием короткой антенны танкового типа и шлемофона вместо телефонной трубки, что повышало эффективность связи. Оба варианта 12РП обеспечивали дальность связи с места в 8—15 км, в зависимости от условий местности, в телефонном и до 30 — в телеграфном; в движении дальность связи сокращалась до 4 км, причём работа радиостанции на ходу на практике была возможна лишь для 12РПБ.
Двигатель и трансмиссия
бронеавтомобиль БА-64
Силовая установка БА-64 была в целом заимствована с базового ГАЗ-64. Бронеавтомобиль оборудовался рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения, модели ГАЗ-ММ. Имея рабочий объём в 3280 см³, двигатель развивал мощность в 50 л. с. при 2800 об/мин. От базового автомобиля БА-64 отличался изменениями в конструкции систем двигателя, позволявшими ему при необходимости работать на низкосортных бензинах и маслах. Ёмкость топливного бака БА-64 составляла 90 литров. БА-64Б отличался установкой форсированного до 54 л. с. двигателя и доработанной конструкцией карбюратора.
В состав трансмиссии БА-64 входили:
-однодисковое сцепление сухого трения;
-механическая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач;
-механическая одноступенчатая раздаточная коробка, позволявшая отключать передний мост;
-два карданных вала, соединявших раздаточную коробку с мостами;
-два моста.
Трансмиссия всех серийных БА-64 была идентична, за исключением введения в феврале 1943 года механизма блокировки коробки передач, препятствовавшего одновременному включению первой передачи и заднего хода.
Ходовая часть
бронеавтомобиль БА-64
БА-64 имел колёсную формулу 4×4. Подвеска передних колёс состояла из двух четвертьэллиптических рессор и гидравлического амортизатора на каждое. Подвеска же каждого из задних колёс состояла из полуэллиптической рессоры, двух гидравлических амортизаторов одностороннего действия и снабжалась торсионным стабилизатором боковой устойчивости. С февраля 1943 года в подвеску были добавлены дополнительные два амортизатора на передних колёсах, а также усилены рессоры. БА-64Б отличался расширенной колеёй, что увеличило устойчивость машины и отказаться от стабилизатора боковой устойчивости. Помимо этого, с октября—ноября 1944 года его ходовая часть была дополнительно усилена.
Управляемые колёса БА-64 — передние, рулевой механизм состоял из глобоидального червячного привода и двойного ролика с продольной и поперечной тягами. Тормоза БА-64 — колодочные на всех колёсах, с механическим приводом. Колёса бронеавтомобиля оснащались в боевых условиях пулестойкими шинами размера 7.00-16″ типа «ГК» с наполнителем из губчатой резины, однако они ограничивали максимальную скорость 40 км/ч, поэтому в небоевой обстановке на БА-64 устанавливались обычные пневматические шины соответствующего размера.
бронеавтомобиль БА-64
Категория: Бронеавтомобили | Просмотров: 4169 | Добавил: Kaban-X | Рейтинг: 5.0/1|

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Обновления
Каталог статей
Истребитель Як-9
null
Каталог файлов
Стрелковое оружие России. Новые модели. Чарли Катшоу
null
ФОТОАЛЬБОМ
Друзья сайта


SS-man
Фильмы и игры жанра хоррор
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Случайная
новость
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
null
3v-Soviet © 2009-2014
Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.3v-soft.clan.su обязательна!