Меню сайта |
|
 |
Категории |
|
 |
Мини-чат |
|
 |
Наш опрос |
|
 |
|
Главная » 2014 » Февраль » 14 » Истребитель И-15
|
Истребитель И-15 И-15 (прозвище Чато исп. Курносый) - одноместный
одномоторный полутораплан смешанной конструкции с неубирающимися шасси,
открытой кабиной и верхним крылом типа «чайка». Разработан в ОКБ Поликарпова и серийно выпускался с 1934 года.
История создания Сразу после создания весьма удачного истребителя И-5 авиаконструктор Н. Н. Поликарпов принялся за разработку улучшенной машины того же класса, в которой он решил внедрить целый ряд нововведений в области аэродинамики. Проект, первоначально обозначенный как А-14А, заинтересовал советское руководство, поскольку он обещал значительный прирост скорости и скороподъёмности в сравнении с И-5. 8 декабря 1932 года деревянный макет И-14А был рассмотрен и одобрен командованием Военно-воздушных сил. В тот же день главком ВВС Я. И. Алкснис подписал приказ о выделении средств на постройку опытного экземпляра машины. Чтобы избежать путаницы с истребителем П. О. Сухого И-14, который также сочли удачным и решили воплотить в металле, поликарповской машине присвоили индекс И-15.
 И-15, как и И-14, под американский звездообразный мотор воздушного охлаждения Wright Cyclone R-1820 F3 мощностью 625 л.с. У нас этот мотор планировали выпускать по лицензии под обозначением М-25 на строящемся Пермском моторном заводе. Принципиальная разница между проектами Сухого и Поликарпова состояла в том, что И-14 был цельнометаллическим свободнонесущим монопланом, а И-15 являлся развитием «традиционной» бипланной схемы. С современной точки зрения скоростной И-14 можно назвать гораздо более передовой и перспективной машиной, однако в 1930-е годы такая оценка была далеко не очевидна. Поэтому приняли решение строить одновременно оба истребителя. Забегая немного вперед, надо сказать, что почти одновременно с И-15 Поликарпов разработал истребитель монопланной схемы И-16, который оказался лучше самолёта Сухого и был запущен в крупносерийное производство.
 Будущий И-15 получил рабочее обозначение ЦКБ-3. Его конструкция полностью повторяла И-5 – деревянные крылья с металлическими стойками, каркас фюзеляжа, сваренный из стальных труб, дюралевое оперение и полотняная обшивка всех поверхностей, кроме носовой части, покрытой съёмными дюралевыми капотами. Повторялось и вооружение – четыре синхронных пулемёта винтовочного калибра ПВ-1. Однако на И-15 в отличии от предшественника мотор был закрыт кольцевым капотом Тауненда, основные опоры шасси были свободнонесущими, а центроплан верхнего крыла имел изогнутую форму «чайки» и крепился непосредственно к фюзеляжу. Межкрыльевые стойки сделали одинарными и придавали им хорошую обтекаемую форму. Всё это вместе взятое обеспечи значительное превосходство над И-5 и существенны прирост лётных данных. Построй первого прототипа ЦКБ-3 завершилась к сентябрю 1933 года, в 23 октября после проверок двигателя и пробежек по аэродрому лётчик- испытатель Валерий Чкалов совершил на нём первый полёт. Испытания проходили успешно, но 23 ноября из-за поломки шасси опытный истребитель потерпел аварию при посадке. К счастью, лётчик почти не пострадал, а в декабре полёты возобновились на втором прототипе. Самолёт продемонстрировал выдающиеся лётные данные. Максимальная скорость достигала 350 км/ч, что было существенно выше, чем у всех других истребителей, состоящих к тому момент на вооружении советских ВВС.
Конструкция И-15 – одноместный одномоторный полутораплан смешанной конструкции с неубирающимися шасси, открытой кабиной и верхним крылом типа «чайка».
Фюзеляж Сварная ферма прямоугольного сечения из труб, опрофилированная лёгкими дюралевыми шпангоутами и стрингерами. Передняя часть покрыта частично съёмными алюминиевыми панелями на шлицевых пружинных замках «Фэйри», задняя – обшита полотном. После лакировки полотно натягивалось между стрингерами, образуя заметные продольные рёбра или грани, поэтому И-15 и другие машины аналогичной конструкции у нас называли «самолёты с гранеными (или гранными) фюзеляжами». К передней части каркаса фюзеляжа на болтах крепилась моторама, далее за противопожарной переборкой располагался бензобак и отсек вооружения, затем – кабина пилота с целлулоидным козырьком. Сквозь его центральное ребро проходил телескопический прицел ОП-1 (копия английского прицела Aldis).
 Кабина имела по бортам створки, откидывающиеся вниз на шарнирах. В левом борту были сделаны две ступеньки, закрытые подпружиненными крышками. Пилот сидел в регулируемом по высоте металлическом кресле без бронеспинки с сиденьем в виде чаши, в которую укладывался парашют. За кабиной крепился аккумулятор.
Крылья Оба крыла имели по два коробчатых лонжерона, склеенные из сосновых дощечек, и рамные нервюры (в верхних плоскостях – по 20, в нижних – по 15), собранные на клею и гвоздиках из более тонких сосновых реек. К заднему лонжерону верхнего крыла шарнирно крепились элероны с дюралевым каркасом. Обшивка крыльев и элеронов – полотно, пришитое к элементам каркаса суровыми нитками и дважды пропитанное аэролаком, Снаружи все швы заклеивали киперными лентами. Крылья соединялись между собой с помощью двух 1-образных стоек из стальных труб с дюралевыми обтекателями и стальных ленточных расчалок, натяжение которых можно было регулировать резьбовыми тендерами. В местах пересечения расчалок стояли деревянные каплевидные фиксаторы, прозванные «уточками».
Оперение Киль и стабилизатор имели дюралевые каркасы и полотняную обшивку. Стабилизатор для повышения прочности дополнительно соединен с фюзеляжем V-образными подкосами. Киль слегка повёрнут влево от продольной оси самолёта для компенсации реактивного момента винта. Место стыка киля с фюзеляжем закрыто штампованными алюминиевыми обтекателями – «зализом». Рули снабжены флеттнерами.
Силовая установка Девятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-25 крепился болтами к кольцевой мотораме и был закрыт двойным капотом, состоявшим из обтекателя картера и алюминиевого кольца, прикрывавшего головки цилиндров. Лобовая панель внутреннего капота имела радиальные отверстия для охлаждения, которые при необходимости закрывались створками жалюзи с приводом из кабины пилота. Из каждого цилиндра двигателя выходил короткий, загнутый наружу выхлопной патрубок. Непротектированный алюминиевый бензобак объёмом 160 л стоял между двигателем и отсеком вооружения, отделенный от двигателя противопожарной перегородкой. Маслорадиатора на самолёте не было, а маслобак крепился к противопожарной переборке со стороны мотора.
Вооружение Четыре синхронных пулемёта ПВ-1 калибра 7,62 мм стояли попарно – по правому и левому борту между кабиной и бензобаком. ПВ-1 представлял собой облегчённую модификацию известного пехотного пулемёта «Максим», переделанную под воздушное охлаждение ствола и рассыпную металлическую ленту. Боезапас каждого пулемёта составлял 750 патронов в лентах, уложенных в металлические короба. Звенья лент при стрельбе не выбрасывались, а собирались в специальном контейнере для повторного использования.
Шасси Неубираемое, трехопорное с хвостовым костылём. Стойки консольного типа включали в себя амортизационные цилиндры со штоками. Чтобы предотвратить проворачивание стойки, на внутренней поверхности цилиндра и ответном участке штока имелись продольные шлицы. К нижним частям стоек приваривались полуоси для крепления колёс. Колёса диаметром 700 мм первоначально были закрыты каплевидными обтекателями из дюрали. Но при эксплуатации обтекатели быстро забивались травой и грязью, поэтому от них пришлось отказаться. Костыль делали из стальной трубы, амортизация – пакет резиновых пластин. Костыль мог поворачиваться синхронно с рулём направления, с которым он был связан пружинными тягами.
|
Категория: Истребители |
Просмотров: 97073 |
Добавил: Kaban-X
| Рейтинг: 5.0/1|
Автор: deagostini, легендарные самолёты №80 И-15 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Форма входа |
|
 |
Календарь |
« Февраль 2014 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
 |
Поиск |
|
 |
Обновления |
|
 |
Друзья сайта |
|
 |
Статистика |

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
Случайная новость |
|
 |
|