Колесная самоходная пушка КСП-76 (ГАЗ-68) Летом 1943 года на Горьковском автомобильном заводе приступили к подготовке серийного производства самоходной артиллерийской установки СУ-76М. Гусеничная самоходка обладала хорошей проходимостью в условиях бездорожья, однако имела небольшую скорость на шоссе. А так как Красная Армия наступала, у конструкторов завода возникла идея создать ещё и колёсную САУ для использования в качестве подвижного средства огневой поддержки пехоты, для активной разведки боем и в качестве маневренного истребителя танков. Ориентируясь на опытные образцы 1940-41 годов грузовика ГАЗ-63, 19 октября 1943 года В.А. Грачев начал компоновку «заводского изделия 63-СУ», позже получившего обозначение ГАЗ-68. Вместе с ним трудились конструкторы И.В. Гавалов, А.Л. Иванов, Б.Д. Кирсанов, И.Г. Шимановский и другие. К концу 1943 года был выполнен деревянный макет, что убедило некоторых скептиков в реальности проекта, 7 февраля 1944 года проект одобрило ГБТУ РККА. К весне, не ожидая завершения всего цикла проектирования, готовые чертежи начали передавать в цехи, а 4 мая 1944 года первый экземпляр колесной самоходки вывели из заводских ворот ГАЗа. Низкий, открытый сверху бронекорпус массой 1140 кг был выполнен из катаных броневых листов толщиной 4, 7 и 16 мм, так что передняя часть корпуса образовывала броневую коробку с гнездом для крепления на штыре пушки ЗИС-3. Толщина броневого прикрытия пушки составляла 12 мм. Бронелисты с рациональными углами наклона (разработан Ю.Н. Сорочкиным и А.Н. Кирилловым) защищал экипаж от стрелкового огня, лобовая броня выдерживала попадания осколков и крупнокалиберных бронебойных пуль. Внутри бронекорпуса максимально низко — для обеспечения устойчивости при стрельбе — была расположена дивизионная 76,2-мм пушка ЗиС-3 - высота линии её огня была на 0,7 м ниже, чем у СУ-76М. Горизонтальный угол обстрела орудия составлял 37°, угол вертикальной наводки находился в пределах от -3 до +15°. При стрельбе использовалась панорама Герца. Скорострельность пушки достигала 8 выстр./мин. В боекомплект входили 54 выстрела с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 662 м/с, осколочно-фугасного - 680 м/с. Кроме того, в боевом отделении установки укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 852 патрона. Справа от пушки было кресло водителя, наблюдавшего за обстановкой через передний и боковой смотровые пуленепробиваемые приборы. По другую сторону пушки находился командир-наводчик, перед ним в особой нише устанавливалась радиостанция 12-РТ. Для заряжающего сзади имелось откидное сиденье. В корме самоходки размещался смещенный на 276 мм вправо от оси машины четырехтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-202 (танковый вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 с усиленными системой охлаждения и маслорадиатором) мощностью 85 л.с.(63 кВт) при 3600 об/мин. Слева от двигателя, в изолированных отсеках, располагался 140-литровый бензобак и основная часть боекомплекта. В состав механической трансмиссии входили: главный фрикцион сухого трения, коробка передач с четырьмя передачами переднего и одной передачей заднего хода, раздаточная коробка с демультипликатором, три карданных вала и два дифференциала. Раздаточная коробка и карданные валы размещались в специальном тоннеле, расположенном по оси корпуса. Оригинальным в конструкции самоходной установки было то, что постоянно ведущей являлась передняя ось. Это в значительной степени повышало устойчивость самоходной установки при движении на всех скоростях с выключенным задним мостом, так как задние колеса в данном случае были менее нагружены силами в горизонтальной плоскости дороги, что увеличивало их способность удерживать машину от заноса. Система подрессоривания машины включала четыре полуэллиптических рессоры и четыре гидравлических амортизатора поршневого типа. В ходовой части машины использовались пулестойкие (гусматик) односкатные шины большого диаметра с развитым протектором. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТ-112. При боевой массе 5340 кг ГАЗ-68 развивал на шоссе скорость 77 км/ч. На заводских испытаниях летом 1944 года самоходка преодолевала подъемы до 30°, броды глубиной 0,9 м и полуметровые стенки, уверенно проходила по ямам, оврагам и рыхлым грунтам. Новая колёсная САУ была вдвое легче СУ-76М и при такой же огневой мощи обладала лучшей подвижностью и бесшумностью хода. Однако когда в ноябре 1944 года закончились испытания этой машины, получившей армейское обозначение КСП-76 (колесная самоходная пушка), острой необходимости в ней со стороны армии уже не было, т.к война шла к концу и переналаживать производство на выпуск КСП-76 было уже поздно. Характеристики Год выпуска
| 1944
| Экипаж, чел.
| 3
| Размеры, м
| Длина
| 6,35
| Ширина
| 2,05
| Высота
| 1,55
| Клиренс
| 0,273
| Пушка | Марка | ЗИС-3 | Калибр | 76,2-мм | Боекомплект | Боекомплект основного орудия, шт. | 54 | Двигатель | Марка | ГАЗ-11 | Тип | бензиновый | Мощность двигателя, л. с. | 85 | Максимальная скорость, км/ч | 77 | Запас хода, км | 580 | Препятствия | Преодолеваемый подъём, град. | 30 | Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
|