Лёгкий танк БТ-СВ-2 «Черепаха»
В 1937 г. на автобронетанковой рембазе № 12 ХВО по предложению изобретателя Н.Ф.Цыганова был изготовлен опытный колесно-гусеничный танк БТ-СВ. В разработке машины принимали участие инженеры-конструкторы Вернер, Кревневич и Жиров. В 1937 г. были проведены испытания опытного образца танка БТ-СВ. По результатам испытаний в начале 1938 г. конструкция машины была подвергнута доработке. На танке, в отделении управления и в бортах башни установили смотровые приборы триплекс, а также перископический прицел и предусмотрели место для установки командирской панорамы ПТК на крыше башни. Усовершенствованный вариант танка получил обозначение БТ-СВ-2. В 1932 г. танк БТ-СВ-2 «Черепаха» (СВ - «Сталин - Ворошилов») также прошел полигонные испытания.
Танк БТ-СВ (БТ-СВ-2) был создан с использованием узлов, агрегатов и систем танка БТ-7. Основным отличием машины являлась конструкция башни и бронированного корпуса, не имевшего вертикально расположенных броневых листов. По сравнению с танком БТ-7, носовая часть корпуса не была сужена, и в отделении управления находились: справа - механик-водитель, слева - радист-моторист. В отделении управления под ногами радиста имелся аварийный десантный люк. Экипаж танка был увеличен до четырех человек.
Основным оружием являлась 45-мм танковая пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом ДТ. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -5° до + 17°. В боекомплект танка входили 175 выстрелов и 1386 патронов к пулемету, уложенных в 22 пулеметных дисках. При установке радиостанции количество артиллерийских выстрелов сокращалось до 140 шт.Из всего количества выстрелов, только 7 укладывались в башне, а остальные выстрелы находились в укладках на полу боевого отделения и на его бортах. Высота боевого отделения составляла всего 1400 мм и поэтому у заряжающего исключалась возможность работы стоя. Для обеспечения возможности ведения стрельбы ночью на маске пушки устанавливались два прожектора.
Броневая защита танка БТ-СВ была разработана в двух вариантах, которые различались лишь толщиной брони. Первый вариант был рассчитан на защиту от снарядного обстрела. Броневые листы корпуса и башни, выполненные из гомогенной брони марки "ФД" имели максимальную толщину 50 - 55 мм и обеспечивали защиту от 45-мм снарядов. Второй вариант обеспечивал защиту от огня 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК. Максимальная толщина броневых листов, изготовленных из гомогенной броневой стали марки "ИЗ", составляла 25 мм.
Корпус опытной машины был изготовлен из листов конструкционной стали марки 3 толщиной 6-12,5 мм, которые располагались под большими углами наклона. Верхний лобовой лист имел угол наклона 53°, нижний - 58°, бортовые листы: верх - 55°, низ - 15°, кормовые листы: верх - 58°, низ - 48°. Коническая башня без кормовой ниши имела один общий люк. Конусность башни составляла 35°, а ее крыша имела наклон 5° к горизонту. Все верхние, нижние и угловые листы корпуса выполнялись съемными и крепились с помощью болтов. Для придания броневому закрытию ходовой части большей жесткости предусматривались специальные перемычки (по три с каждой стороны) между нижним краем листа и внутренней стенкой корпуса.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть по сравнению с базовой машиной имели незначительные изменения. Емкость топливных баков была уменьшена до 380 л (кормовой топливный бак не устанавливался). Запас хода машины по шоссе достигал 120 км. Поворотливость танка снизилась, так как угол поворота передних управляемых опорных катков составлял всего 12°. Ходовая часть была закрыта броней, шахты пружин передних узлов подвески были наклонены назад на угол 38°. Система охлаждения двигателя в отличие от БТ-7 работала в двух режимах: боевом и походном. В боевом положении жалюзи герметично закрывались с места водителя и засос воздуха производился через сетку кормовых воздушных карманов, в походном засос воздуха производился через боковые открывающиеся жалюзи, а выход - через кормовые жалюзи.
В корпусе машины у радиста-моториста был установлен макет радиостанции 71-ТК-1 (71-ТК-3).
БТ-СВ-2 проходил заводские испытания зимой 1937 - весной 1938 годов, а затем испытывался на НИБТ полигоне комиссией под председательством Е.А.Кульчицкого. В общей сложности танк прошел 2068 км. В результате принцип бронирования, примененный на этой машине, был признан вполне приемлемым. Вместе с тем отмечалось, что ходовая часть танка БТ-7 при условии реального бронирования танка БТ-СВ-2 и возрастания массы последнего до 24-25 т слишком слаба. Предполагалось для практической проверки надежности корпуса и влияния его на работу ходовой части в боевых условиях изготовить образец танка с реальным бронированием и провести испытания обстрелом. Однако в связи с арестом в начале 1938 года Н.Ф.Цыганова все работы по этой машине были прекращены.
В последующем именно такое рациональное размещение броневых листов нашло воплощение на опытном танке А-20, а в последующем и на знаменитом танке Т-34.
Характеристики
Боевая масса, т
| 25
|
Экипаж, чел.
| 4
|
Размеры, мм
|
Длина корпуса
| 5620
|
Ширина корпуса
| 2800
|
Высота
| 2175
|
Клиренс | 380 |
Пушка |
Калибр | 45-мм |
Пулемёт |
Марка | ДТ |
Калибр | 7,62-мм |
Двигатель |
Марка | М-17Т |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 51,9 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 22 |
Запас хода по шоссе, км | 120 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 110 |
Препятствия |
Преодолеваемый подъём, град. | 32 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
Преодолеваемый ров, м | 1,65 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |