Многоцелевой истребитель МиГ-23 МиГ-23 (по кодификации НАТО: Flogger, Флоггер — англ. Бичеватель) — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. История создания В 1961 году в ОКБ-155 А.И.Микояна начались работы по созданию фронтового истребителя следующего после МиГ-21 поколения под обозначением МиГ-23. Первоначально предполагалось создать новый самолёт с использованием ряда элементов МиГ-21. Прототип такой машины Е-8 совершил первый полёт 17 апреля 1962 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов). Самолёт был построен по аэродинамической схеме "продольный триплан" и имел подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник. На двух прототипах был выполнен ряд полётов, но после аварии одного из них в сентябре 1962 года работы по теме Е-8 были прекращены и началась разработка нового самолёта. Главным конструктором был назначен Г.А.Седов. Общее руководство осуществлял А.И.Микоян, а после его смерти - Р.А.Беляков. Жизненный цикл Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя Труда». Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолёта. Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой. Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя МиГ-23МЛ. Самолёт получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолёт серийно выпускался для советских ВВС с 1976 по 1981 гг., а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.
В конце 70-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации — МиГ-23МЛД. Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолёта на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеры с инфракрасными ловушками.
Двенадцать МиГ-23МЛД и два учебно-боевых МиГ-23УБ в период с конца 1984 г. до начала 1990-х гг. базировались на советской военно-морской и военно-воздушной базе Камрань, где выполняли задачи противовоздушной обороны базы. Поскольку дальности полета даже с подвесными баками для перебазирования с аэр. Хвалынка (г. Спасск-Дальний Приморского края) самолетам не хватало, в кратчайшие сроки была организована разборка самолетов на технологические отсеки и консервация их в специальных контейнерах. В этих контейнерах, сначала по железной дороге до Владивостока, а затем - на судне, самолеты и были доставлены во Вьетнам. После прибытия контейнеров в Камрань, истребители в течение нескольких недель были собраны, проверены и облетаны, после чего эскадрилья приступила к выполнению поставленных задач. В данный момент все МиГ-23 российских ВВС выведены в резерв и находятся на базах хранения.
Назначение Фронтовой самолет-истребитель Миг-23 предназначен для борьбы с самолетами противника в широком диапазоне высот и скоростей полета и выполнения задач в интересах войск оперативно-стратегического объединения. Отдельные модификации МиГ-23 способны поражать наземные цели. Конструктивные особенности МиГ-23 - один из первых серийных самолетов с изменяемой геометрией крыла. Планер изготовлен из стали и алюминиевых сплавов с широким использованием сварки. Консоли крыла имеют трапециевидную в плане форму и могут устанавливаться на угол стреловидности 16, 45 и 72 по передней кромке. Каждая консоль имеет предкрылки, четырехсекционные закрылки и двухсекционные интерцепторы. На самолете МиГ-23МЛД "боевой" угол стреловидности уменьшен с 45 до 33. При достижении определенного угла атаки в диапазоне углов стреловидности 16-33 носок крыла стал отклоняться автоматически (при скорости до 900 км/ ч (М<0,9) и угле атаки более 10 носок отклонялся на 20). Подфюзеляжный гребень МиГ-23 выполнен отклоняемым, при выпуске шасси его нижняя часть устанавливается в горизонтальное положение. Тормозной парашют площадью 21 кв.м размещен в основании киля. Вооружение Имеются пушка ГШ-23Л (23 мм, 200 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с радиолокационной полуактивной системой наведения, Р-23Т и Р-24Т (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с ТГС, две-четыре УР малой дальности Р-13М, Р-ЗР или Р-ЗС с радиолокационной полуактивной системой наведения или ТГС; четыре-шесть УР ближнего боя Р-60 и Р-60М. В ходе модернизации возможна установка ракет Р-73 с целеуказанием от нашлемного визира. Для поражения наземных целей самолет может оснащаться двумя УР Х-66 или Х-23, НАР различных типов, свободнопадающими бомбами калибром до 500 кг общей массой до 2000 кг. В перегрузочном варианте самолета МиГ-23МЛД масса боевой нагрузки может достигать 4500 кг. Состояние Серийное производство истребителей МиГ-23 прекращено в 1985 году. На ММЗ "Знамя труда" выпущено 4278 самолетов (включая и истребительно-бомбардировочные модификации), в Иркутске построено 769 УТС МиГ-23УБ (с учетом переоборудования в вариант МиГ-23УМ - 1020 самолетов). В настоящее время истребители МиГ-23 последних модификаций ВВС России выведены в резерв и находятся на базах хранения. Кроме ВВС и войск ПВО СССР, самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама. Модификации МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полет самолёт совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ. Выпускался в 1969—1970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22». МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой (ТРДФ Р29Ф-300). Вооружение истребителя, имевшего усовершенствованную РЛС «Сапфир-23Д», позволяло сопровождать цели на фоне земли, теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д позволили применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (ИК самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве самолётов МиГ-23М/МС/МФ- «Изделие 2». МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
МиГ-23МФ — имел упрощенную РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант (шифр разработчика 32-24) имел двигатель АЛ-21Ф-3, выпускался на «Знамени Труда» под индексом «Изделие 24БН» и именовался МиГ-23Б. Последующий вариант 32-23 имел двигатель Р29Б-300 и выпускался под индексом «Изделие 32» до 1985 года. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира.
МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300), усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ.
МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве — «Изделие 3» для МиГ-23МЛ/МЛД и «Изделие 6» для МиГ-23П.
МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения. Часть самолётов доработана из МиГ-23МЛ. Тактико-технические характеристики Масса пустого, кг
| 10850
| Масса снаряженного
| 14700
| Максимальная взлётная масса, кг
| 17800
| Экипаж, чел
| 1
| Размеры, м
| Длина
| 16,7
| Высота
| 5,77
| Размах крыла
| 7,8/14.0
| Площадь крыла при стреловидности 16° | 37,35 | Площадь крыла при стреловидности 45° | 35,50 | Площадь крыла при стреловидности 72° | 34,16 | Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд | 16-72° | Силовая установка | Тяга (мощность) | 1х84,0 / 1х8550 кН/кгс | Тяга форсажная | 1х124,5-127,5 / 1х12700-13000 кН/кгс | Вооружение | Марка пушки | ГШ-23Л | Калибр | 23-мм | Скорострельность, выстрелов/мин | 3200 | Кол-во точек подвески | 4 | Масса подвесных элементов | до 2000 кг |
|