Основной боевой танк Т-72 «Урал» Т-72 «Урал» — основной боевой танк, производства СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. На вооружении армии СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали. История создания и производства Разработка Т-72 началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надёжность двигателя, ходовой части. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты. В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». 7 августа 1973 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №554-172 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72. Описание конструкции Т-72 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боезапаса в автомате заряжания. Средства наблюдения и связи Т-72 - комплектовался радиостанцией Р-123М (собрана по трансиверной схеме, диапазон рабочих частот радиостанции разбит на два поддиапазона: 20.0 - 36.0 МГц и 36.0 - 51.0 МГц, возможна настройка радиостанции на 4 заранее подготовленные частоты (ЗПЧ)), переговорным устройством Р-124, на четыре абонента, аппаратом ТПУ-А, и аппаратом А-4 для подключения наружной розетки десанта. В командирской башенке находятся два прибора ТНП-160, и командирский прибор наблюдения ТКН-3, ночной прицел ТПН-1-49-23, дневной прицел дальномер ТПД-2-49, в качестве источника ИК света используется осветитель Л-2АГ "Луна" с ИК фильтром. НСВТ оборудован коллиматорным прицелом К10-Т. Т-72А - установлен дневной прицел дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-1-49-23(позже заменен на ТПН-3-49, весь прицельный комплекс на 1А40), осветитель заменен на Л-4"Луна-4" Т-72Б - установлена радиостанция Р-173 (Диапазон рабочих частот 30 - 75.9 МГц) на командирской версии дополнительно как и раньше ставилась КВ станция Р-130 установлен прицельный комплекс 1А40-1, в состав которого входят дневной прицел дальномер ТПД-К1, комплекс 1К13-49 (введение КУВ 9К120 "Свирь", наведение ракеты по лучу лазера, Т-72Б довольно просто отличить от Т-72Б1 именно по ночному прицелу, на Т-72Б1 шахты для излучателя нету).
Двигатель и трансмиссия На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателей жидкостного охлаждения семейства, являющегося развитием В-2. На Т-72 устанавливался двигатель В-46 с приводным центробежным нагнетателем, развиваюший максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин. На Т-72А устанавливался двигатель В-46-6, а с 1984 года — двигатель В-84 мощностью 840 л.с.. На Т-72Б устанавливался двигатель модели В-84-1. Двигатель устанавливается в моторном отделении в кормовой части танка поперёк его продольной оси, на приваренном к днищу фундаменте. Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три — в отделении управления, по обеим сторонам от водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, тогда как наружных — 495 л. Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л. в зависимости от объема бочки В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2. В состав трансмиссии Т-72 входят: Повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач («гитара»); Две механические семиступенчатые (7+1) планетарные коробки передач с фрикционным включением и управлением при помощи гидравлических приводов, одновременно выполняющие функции механизма поворота; Бортовые одноступенчатые планетарные передачи.
Ходовая часть Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состояла из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков с балансирами и лопастными амортизаторами на первом, втором и шестом. Танк оборудован устройством самоокапывания, приводится в рабочее положение за 2 мин. Вооружение Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ - 2А46М). Длина ствола орудия — 48 калибров. С пушкой спарен 7.62-мм пулемет ПКТ, в качестве зенитного пулемета используется НСВТ, на Т-72А установлено орудие 2А46, по сравнению с 2А26М повышена точность и живучесть ствола, на Т-72Б введен КУВ (комплекс управляемого вооружения). Броневой корпус и башня Т-72 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую из листов и плит катаной гомогенной броневой стали и комбинированной брони. Лобовая часть танка состоит из двух сходящихся клином бронеплит: верхней, расположенной под наклоном в 68° к вертикали и нижней, расположенной под наклоном в 60°. На Т-72, верхняя плита выполняется из комбинированной брони, состоящей из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоёв, а нижняя плита — из катаной 85-мм гомогенной броневой стали. Приведённая толщина верхней лобовой детали составляет 550 мм, а её защитная способность, по разным данным, эквивалентна от 305 до 410 мм(показатель стокойсти американского танка М1"Абрамс" против подкалиберных снарядов, по лбу башни 400мм) катаной гомогенной броневой стали против подкалиберных и от 450 до 500—600 мм против кумулятивных снарядов. Остальная часть корпуса выполняется полностью из катаной гомогенной брони. Вертикальные борта корпуса имеют толщину 80 мм в районе отделения управления и боевого отделения и 70 мм — в районе моторно-трансмиссионного, корма корпуса состоит из верхней и нижней бронеплит и двух штампованных картеров коробок передач. Крыша корпуса состоит из двух бронелистов, а днище имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей, имеющих ряд выштамповок для повышения жёсткости. Моторно-трансмиссионное отделение отделяется от боевого поперечной броневой перегородкой. На каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов алюминиевого сплава. Экраны закрепляются на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам. В ходе серийного танка его бронирование неоднократно усиливалось. На Т-72А с 1980 года были перераспределены толщины слоёв верхней лобовой детали, составившие 60+100+50 мм, помимо этого деталь была усилена приваркой 30-мм броневой плиты. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72А эквивалентна, по разным данным, от 360 до 420 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и от 490 до 500 мм против кумулятивных боеприпасов. Откидные противокумулятивные щитки были заменены сплошным резинотканевым экраном на всю длину борта. На Т-72Б лобовое бронирование было вновь усилено, в том числе путём добавления 20-мм броневого листа. Кроме этого, Т-72Б получил комплект динамической защиты «Контакт», состоявший из 227 контейнеров, устанавливавшихся на верхней лобовой детали корпуса, лбе башни и передней половине бортов корпуса, башни и крыши башни. Аналогичная динамическая защита, незначительно отличавшаяся расположением элементов, с 1985 года устанавливалась на Т-72А в ходе их ремонта, после чего модернизированные танки получали обозначение Т-72АВ. Бронестойкость верхней лобовой детали корпуса Т-72Б западными специалистами оценивается как равная 530 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и 900 мм против кумулятивных боеприпасов. На модификации Т-72БМ устанавливалась более совершенная встроенная динамическая защита. На Т-72А в башню так же были внесены изменения, появился наполнитель из термообработанного кварца ("песчаные стержни"), алюминиевые щитки были заменены на сплошные резинотканевые бортовые экраны, на Т-72Б наполнитель башни заменили на блоки с отражающими элементами.
Модификации Т-72 (Объект 172М) (1973 г.) - базовый образец. Т-72К (Объект 172МК) (1973 г.) - командирский вариант танка Т-72. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции Р-130М и автономным агрегатом питания.
Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов. Т-72А (Объект 176) (1979 г.) - модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6. Т-72АК (Объект 176К) (1979 г.) - командирский вариант танка Т-72А. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты. Танк Т-72М выпускался в Югославии и имеет индекс М-84. Основные отличия М-84 от прототипа обусловлены использованием комплектующих собственной разработки. Прицел-дальномер ТПД-2-49 и ночной прицел наводчика ТПH-1 заменены на комбинированный прицел-дальномер наводчика DNNS-2 , вместо командирского прибора ТКH-3 установлен командирский прибор DNKS-2. В отделении управления установлен ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2. Установлена система коллективной защиты DRHT, система управления огнем SUV-M84, средства связи и внутренней коммутации югославского производства. Мощность двигателя доведена до 1000 л.с. Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
Т-72АВ (Объект 176В) (1985 г.) - вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой "Контакт". Т-72Б (Объект 184) (1985 г.) - модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения 9К120 "Свирь", динамической защитой "Контакт", двигателем В-84 и СУО 1А40. Т-72Б образца 1989 года (неофициальное и неправильное название Т 72БМ) - модернизированный вариант танка Т-72Б со встроенной динамической защитой "Контакт-V", аналогичной устанавливаемой на танк Т-80У. Т-72БК (Объект 184К) (1987 г.) - командирский вариант танка Т-72Б. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
Т-72Б1 (Объект 184-1) (1985 г.) - вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения. (от обычного Т-72Б можно отличить по отсутствию излучателя для наведения ракет) Т-72Б1К (Объект 184К-1) - командирский вариант танка Т-72Б1. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
Т-72С (1987 г.) - экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование - танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227),отсутствие надбоя на башне, бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке. Т-72БА (Объект 184А) - Появление этого варианта – следствие модернизации, проводимой во время капитального ремонта Т-72Б на УВЗ. Первые партии модернизированных машин были сданы ещё в 1999-2000 годах, однако до сих пор количество доработанных таким образом Т-72 незначительно. Модернизация предполагает усовершенствование СУО до уровня самых поздних Т-72Б выпуска 1991 г., усиление противоминной стойкости днища дополнительной бронеплитой в районе сиденья механика-водителя, замена ходовой части и двигателя на те, что применялись на первых сериях Т-90 (образца 1993 г.), или от Т-90А. Модернизированные таким образом машины получили наименование Т-72БА и БА1. Кроме гусениц, машину от обычной модификации Б отличает хорошо заметный на башне датчик ветра, установка которого позволила усовершенствовать прицельное оборудование танка. Т-72М1М (Объект 172М2 не путать с объектом 172-М2/172М- 2М "Буйвол")- экспортная модернизация танка Т-72М1 оборудованная ДЗ,новой СУО, спутниковой навигационной системой сопряженной с ТИУС. Изначально оборудовалась КАЗТ "Арена" и смешанным комплексом ДЗ, "Контакт 5" на ВЛД, и "Реликт" на башне(тогда танк возможно являлся лишь ходовым макетом), позже был установлен полный комплекс ДЗ "Реликт", и убран КАЗТ "Арена". Имеется так же автомат сопровождения цели. Установлен КУВ 9К119 "Рефлекс" и СЭМЗ. Двигатель заменен на В92С2 мощностью 1000л.с. Т-72Б2(об.184М – он же Т-72БМ, Т-72Б2 по разным документам) "Рогатка" - На танке установлено модернизированное орудие 2А46М5 что повысило точность огня, так же установлено устройство для повышения точности стрельбы артиллерийского вооружения, многоканальный (визирный, дальномерный, тепловизионный каналы и совмещенный с ними канал для наведения управляемых ракет) прицел наводчика «Сосна», производства белорусского ОАО «Пеленг» оснащен тепловизионной камерой второго поколения французского производства CATHERINE фирмы Томсон-CSF, на танке установлена динамическая защита модульного типа "Реликт", новый двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с,кроме того танк оснащен и вспомогательной (ВСУ),танк оснащен системой электромагнитной защиты, обеспечивающим защиту от противотанковых мин с магнитными взрывателями. Зарубежные модификации Т-72 Т-72М2 "Модерна"(Словакия)- на танке установлена новая компьютеризированная СУО, мощность двигателя В-46 была доведена до 850л.с и присвоено название S-12U, на танке так же были установлены две автоматические 20мм пушки(на ранних версиях), позже их заменили одной 30мм пушкой (2А42), так же на танке установлена новая ДЗ Dynas. T-72M1-A(Словакия) более простая версия Т-72М2 "Модерна", без автоматических пушек.
Т-72М4CZ(Чехия) T-72M4 CZ-W(Чехия)- (velitelský tank) командирский вариант Т-72М4CZ.
PT-91 "Твярды"(Польша) - PT-91 Твярды M-84АВ1(Сербия) - M2001
М-95 Degman(Хорватия) Боевое применение Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане, долине Бекаа. Российские/сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства. Согласно западным/израильским источникам было уничтожено до 20 T-72. На самом деле оба утверждения не противоречат друг другу, так как бо́льшая часть из уничтоженных Т-72 была поражена не танковым вооружением — ПТУР TOWс самоходных ПТРК на базе джипов М151. Ирак — Ирано-иракская война (1980—1988) Сирия — Ливанская война (1982) Индия — миротворческая миссия на Шри-Ланке (1987—1990) Ирак, Кувейт — «Война в заливе» (1990—1991) Армения, Азербайджан — Нагорно-Карабахский конфликт (1991—1994) Боснийская война (1992—1995) Россия — Чеченские войны (1994—1996, 1999—2002) Конфликт в Косово (1998—1999) Россия, Грузия — война в Южной Осетии (2008)
Характеристики Боевая масса, т
| 41
| Экипаж, чел
| 3
| Размеры, мм
| Длина корпуса
| 6860
| Длина с пушкой вперёд
| 9530
| Ширина корпуса | 3460
| Высота
| 2190
| Клиренс | 470 | Пушка | Марка пушки | 2А46 | Калибр | 125-мм | Пулеметы | Зенитное орудие, калибр и марка | 12,7-мм НСВТ | Вспомогательное орудие, калибр и марка | 7,62-мм ПКТ | Боекомплект | Боекомплект основного орудия, шт. | 45 | Боекомплект зенитного орудия, шт. | 300 | Боекомплект вспомогательного орудия, шт. | 2000 | Двигатель | Марка / тип | В-46/ дизель | Мощность, л.с. | 780 | Максимальная скорость, км/ч | 60 | Запас хода, км | 500-700 | Удельная мощность, л. с./т | 18,8 | Препятствия, м | Вертикальная стенка | 0,85 | Ров | 2,8 | Брод без подготовки / с ОПВТ | 1,2/ 5 | Крен / подъем, град | 30 |
|