Ракетный танк ИТ-1 «Дракон» ИТ-1 («Истребитель Танков», «Объект 150») — советский ракетный танк, принятый на вооружение в 1968 году. Является первым и единственным принятым на вооружение «чистым» ракетным танком, то есть ракеты являются основным оружием танка. ИТ-1 построен на базе Т-62. ИТ-1 стрелял специально спроектированными противотанковыми ракетами 3М7 Дракон из смонтированной на башне установки. Был принят на вооружение в 1968 году, снят с вооружения в 1970 году. Главным конструктором ИТ-1 является Л. Н. Карцев. История создания Разработка ракетного танка была поручена заводу №183 (главный конструктор Карцев Леонид Николаевич) на совещании в 1956 г. у заместителя председателя Совета Министров СССР В.А. Малышева. В ОКБ-520 завода №183 приняли решение создавать ракетный танк на базе серийного танка, а вместо пушки установить ракетное вооружение. Эскизный проект ракетного танка «объект 150» был выпущен заводом №183 в 1958 г. В качестве шасси был использован танк Т-54, на котором отсутствовала пушка. В ходе проведения дальнейших проектных работ облик ракетного танка все больше отходил от своего предшественника. Максимальный боевой вес танка был превышен на две тонны и составил 32 т. В результате ракетный танк «объект 150» был создан на базе узлов и агрегатов ганка Т-62 («объект 166»), заново была спроектирована более низкая башня. Корпус танка был сварной из броневых катаных листов. В приплюснутой литой башне размещалась выдвижная пусковая установка танковых управляемых снарядов (ТУРС), к ней крепилась прямоугольной формы автоматизированная боеукладка (4 ряда по три ТУРС в каждом - 12 управляемых ракет). Слева от укладки размещался наводчик, справа - командир машины. Пусковая установка обеспечивала захват ракеты из боеукладки, вынос ее из боевого отделения, освобождение сложенных консолей крыла от фиксаторов, предстартовую проверку и старт ракеты. Пусковая установка и башня были стабилизированы, что обеспечивало ведение стрельбы с хода. Боевая машина оснащалась дневным и ночным прицелами, стабилизатором станции наведения ракет. Башня имела электрический и ручной механизмы поворота. Пусковая установка перед стрельбой вместе с очередной ракетой выдвигалась через открывающийся люк наружу. Для танкового ракетного вооружения была выбрана система управления по радиолинии с обратной связью по световому лучу от установленного на ракете порохового трассера. Размещение более простого проводного канала связи с ракетой было невозможно, из-за необходимости ведения огня с хода. Стрельба ракетами с радиокомандной системой наведения велась не только днем, но и ночью с места и в движении на дистанции 300-3300(3500)м. В таком виде боевая машина получила обозначение ИТ-1 (истребитель танков -1). В 1959 г. на заводе №183 было изготовлено два макетных образца ракетного танка с пусковыми установками, механизмами заряжания и аппаратурой. Один образец в апреле того же года направили в НИИ БТ на Кубинку. В июне 1960 г. заводской образец «объекта 150» был отправлен на Бронетанковый полигон под г. Красный Кут Саратовской области для показа руководству страны и лично Н.С.Хрущеву, который благожелательно принял объяснения по ракетному танку. В августе 1961 г. на полигоне в Кубинке начались пуски ракеты ЗМ7 со стационарной пусковой установки, в январе 1962 г. начались пуски ракет с танка. Баллистические стрельбы были продолжены с апреля 1962 г. по июль 1963 г. Начались управляемые пуски на дальность 1,5 км в ночных условиях. На третьей и четвертой опытных машинах ИТ-1 была изменена конструкция пусковой установки. Вместо ПУ со сбрасываемым рельсом перешли к безрельсовой конструкции. Совместные испытания двух опытных образцов «объекта 150» (ИТ-1) началось в 1964 г., в этом же году начался отстрел ракет. До конца года испытали 94 ракеты «Дракон». Наибольшие трудности были связаны с отработкой системы управления ракетой. 14 сентября 1964 г. на полигоне состоялся показ военной техники с участием Н.С.Хрущева, был представлен «объект 150». Танк тремя ракетами на дальности 3000 м поразил одну за другой три движущиеся танковые мишени. Во время зимних войсковых испытаний в 1965 г. было выявлено, что при стрельбе ракета забивает снегом окно прицела-прибора наведения. Управление ракетой стало невозможным. После чего в прицел был введен снегоочиститель по типу автомобильного, который включался в работу автоматически при сходе ракеты с пусковой установки.
Принятие на вооружение и серийное производство Сложность решения задачи создания ракетного комплекса «Дракон» затянула его испытания. После завершения полигонных и войсковых испытаний ракетный танк «объект 150» под обозначением ИТ-1 (истребитель танков - 1) был принят на вооружение Советской Армии Постановлением СМ СССР № 703-261 от 3 сентября (приказ МО № 0269 от 6 ноября 1968 г.). ИТ-1 стал единственным чисто ракетным танком, принятым на вооружение в Советском Союзе. Танк серийно изготавливался на заводе № 183 с 1968 по 1970 г. Войсковая эксплуатация Танками предполагалось оснащать отдельные танковые батальоны мотострелковых дивизий. Для опытной эксплуатации были созданы два отдельных батальона в Белорусском и Прикарпатском военных округах. Первый батальон оказался на материально-техническом обеспечении бронетанковых войск, второй - у ГРАУ. В результате один не получал запчастей для ракетного вооружения, второй - для шасси. К танку ИТ-1 было негативное отношение в ГБТУ и ГРАУ. В процессе испытаний и эксплуатации ракетный комплекс показал высокую надежность - до 96,7%. Его конструктивные недостатки: большие габариты и масса, устаревшая элементная база, большая мертвая зона, отсутствие пушки на танке и т.д. послужили причиной снятия ИТ-1 с вооружения. После опытной эксплуатации оба батальона были расформированы, а ракетные танки ИТ-1 были переделаны в танковые тягачи (БТС-4Б). В боевых действиях ИТ-1 не участвовал и на экспорт не поставлялся.
Характеристики Боевая масса, т
| 34,5-35,0
| Экипаж, чел.
| 3
| Количество выпущенных, шт.
| 110
| Годы производства
| 1968-1970
| Размеры, мм
| Длина корпуса | 6630 | Ширина корпуса | 3300 | Высота | 2200 | Клиренс | 435 | Вооружение | ПТУР | 2К4 «Дракон» | Пулемёты | ПКТ | Двигатель | Марка | В-55А | Тип | дизельный | Мощность двигателя, л. с. | 580 | Скорость по шоссе, км/ч | 50 | Запас хода по шоссе, км | 470 | Удельная мощность, л. с./т | 16,8 | Препятствия | Преодолеваемый подъём, град. | 32 | Преодолеваемая стенка, м | 0,8 | Преодолеваемый ров, м | 2,85 | Преодолеваемый брод, м
| 1,4 (5 с ОПВТ)
|
|