Самоходная артиллерийская установка 2С3 «Акация» 2С3 «Ака́ция» — советская 152-мм cамоходная артиллерийская установка. Принята на вооружение Советской Армии в 1971 году. История Работы по созданию 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» были начаты во второй половине 1967 г. одновременно с началом разработки самоходной 122-мм гаубицы 2С1. Разработка и отработка 152-мм орудия 2А33 для самоходной установки 2С3 были выполнены в ОКБ-9 под руководством первого заместителя начальника ОКБ В.А. Голубева. Общее руководство и создание непосредственно самоходной гаубицы было поручено Центральному конструкторскому бюро "Трансмаш" государственного объединения "Уралтрасмаш". Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 г. После испытаний и достаточно длительной доводки, которая была обусловлена прежде всего недопустимо высокой загазованностью боевого отделения при стрельбе, в 1971 г. самоходная установка была принята на вооружение Советской Армии. Первая крупная партия в 70 единиц изготовлена в 1973 г. Назначение Предназначается для уничтожения и подавление средств ядерного нападения, артиллерии и других огневых средств и живой силы противника; уничтожение танков и самоходных орудий; разрушение полевых и долговременных оборонительных сооружений, а также подавление его тылов и органов управления. Конструкция Конструктивно 152-мм самоходная гаубица 2С3 "Акация" состоит из трех основных частей: гусеничного шасси, вращающейся башни и артиллерийской части 2А33. Артиллерийская часть состоит из 152-мм гаубицы Д-22, позволяющей вести стрельбу непрямой и прямой наводкой с места при подаче боеприпасов как из боеукладки, так и с грунта. Гидравлический тормоз отката веретенного типа, с компенсатором жидкости; накатник гидропневматический, с клапаном дополнительного торможения. Цилиндры, тормоза отката и накатника жестко связаны с казенником и при выстреле отходят вместе с ним. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. Подъемный механизм секторного типа с ручным приводом обеспечивает углы возвышения ствола от - 4° до + 60°. Поворотный механизм служит для кругового вращения башни, имеется пневматический уравновешивающий агрегат. В походном положении, для исключения поломок механизма наведения, ствол гаубицы стопорится на специальном кронштейне. В боекомплекте "Акации" применяются выстрелы раздельно-гильзового заряжания, размещенные в двух боеукладках: в башне и внутри корпуса. В него входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-25, ОФ-540 и ОФ-540ЖС, последние с металлокерамическим ведущим пояском; кумулятивные БП-540 весом по 27,4 кг и со специальными 5,6-килограммовыми зарядами, обеспечивающими начальную скорость в 676 м/с. При угле встречи с целью 90° они пробивают броню толщиной 250 мм, а при 60° - 220 мм. Применяются и бронебойные остроголовые снаряды Бр-540 и тупоголовые Бр-540Б, с баллистическим наконечником, которые на расстоянии 1000 м при попадании в объект под углом 90° пробивают броню толщиной до 120 мм. Кроме того, допускается использование боеприпасов буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20, пушек-гаубиц Д-20 и гаубиц Д-1, в том числе бетонобойные Г-545. Корпус и башня машины свариваются из катанных броневых листов и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков снарядов и мин. Корпус имеет три отделения: моторно-трансмиссионное (впереди справа), управления (впереди слева) и боевое (сзади). В кормовом листе корпуса машины имеется специальный люк для загрузки снарядов. В башне размещается орудие, приборы прицеливания и наблюдения, радиостанция Р-123М, часть боекомплекта и ФВУ (фильтровентиляционная установка), предохраняющая расчет от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ. Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели, на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям. В моторно-трансмиссионном отделении установлен 12-цилиндровый, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-59, мощностью 520 л.с. с принудительным впрыском топлива и возможностью работы в режиме форсажа. Трансмиссия - механическая, двухпоточная, коробка передач выполнена в блоке с планетарным механизмом поворота. В ходовой части с каждого борта установлено по шесть сдвоенных обрезиненных опорных и по четыре поддерживающих катка. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Ведущие колеса расположены впереди. Гусеница стальная, мелкозвенчатая с одним направляющим гребнем и с резинометаллическим шарниром. Характеристики Боевая масса, т
| 27,5
| Экипаж, чел.
| 4
| Размеры, м
| Длина
| 7,77
| Ширина
| 3,25
| Высота
| 3,05
| Вооружение
| Калибр и марка пушки
| 152-мм Д-22
| Калибр и марка пулемета | 7,62-мм ПКТ | Двигатель | Марка | В-59 | Тип | дизельный | Мощность двигателя, л. с. | 520 | Скорость по шоссе, км/ч | 63 | Запас хода по шоссе, км | 500 | Удельная мощность, л.с./т | 34 |
|