3v-Soviet
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории
Мини-чат
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 896
Главная » 2010 » Апрель » 23 » Самоходная артиллерийская установка СУ-101
14:53

Самоходная артиллерийская установка СУ-101

Самоходная артиллерийская установка СУ-101
Самоходная артиллерийская установка СУ-101
В сентябре 1944 года «Уралмашзавод» приступил к производству СУ-100, ставшей лучшей отечественной средней САУ периода Второй мировой войны. Эта боевая машина, вооруженная мощной 100-мм пушкой и обладавшая неплохой маневренностью и бронезащитой, имела, тем не менее, существенные недостатки, характерные для всех самоходок с передним расположением боевого отделения. Из-за применения все более длинноствольных пушек увеличивался габаритный размер САУ по длине, и, как следствие, большой вылет ствола впереди корпуса затруднял маневрирование в узких проходах и ограничивал проходимость по пересеченной и лесистой местности; центр тяжести перемещался вперед и приводил к перегрузке передних опорных катков; не удавалось создать удовлетворительное походное крепление орудия, И все же дальнейшее увеличение боевой мощи самоходных установок требовало применения еще более длинноствольных орудий, установить которые в САУ, сконструированной на базе танка Т-34, становилось невозможным. Для этого была необходима новая база с более рациональным размещением узлов и агрегатов.
Самоходная артиллерийская установка СУ-101
К решению этой задачи «Уралмашзавод» приступил летом 1944-го. До конца года конструктор Н.В.Курин разработал большое количество эскизных проектов новых САУ с использованием базы всех существовавших на тот момент советских танков, как с изменением их компоновки, так и без. 
В октябре 1944 года завод представил в Технический совет Наркомтанкопрома для рассмотрения пять следующих проектов: 
- СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25, к тому моменту уже изготовленную в металле и успешно прошедшую заводские испытания; 
- ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и электротрансмиссией; 
- СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с использованием агрегатов танка Т-34, по-новому скомпонованных в корпусе с задним расположением боевого отделения; 
- СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с использованием двигателя В-2-44 и новой компоновкой моторно-трансмиссионных агрегатов танка Т-44 в корпусе с задним расположением боевого отделения; 
- СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25, с использованием агрегатов и базы танка Т-44 при переднем расположении боевого отделения. 
Технический совет признал лучшим проект СУ-100-М-2. Приказом Наркома танковой промышленности № 625 от 26 октября 1944 года «Уралмашзаводу» было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-М-2 и СУ-122-44.

Самоходная артиллерийская установка СУ-101
Однако в ходе дальнейшей работы, уже в декабре 1944 года, выяснилось, что масса и длина СУ-122-44 слишком велики. В то же время СУ-100-М-2 с задним расположением боевого отделения получалась компактной, длина ее резко сокращалась, масса не выходила из норм машины среднего класса, бронирование значительно усиливалось. Основываясь на этих результатах, директор завода Б.Г.Музруков принял решение продолжать работу только над СУ-100-М-2. В январе 1945 года наркомат направил на завод специальную комиссию, призванную рассмотреть ситуацию на месте и высказать свои замечания. В первых числах марта в Технический совет Наркомтанкопрома и в Военный совет Бронетанковых и механизированных войск Красной Армии был представлен окончательный проект самоходки с задним расположением боевого отделения. По результатам обсуждения проекта нарком Танкопрома издал приказ № 107 от 7 марта 1945 года, в соответствии с которым для доработки был оставлен только проект с задним расположением боевого отделения и назначен срок изготовления опытного образца - 1 мая того же года. Учитывая исключительно большую заслугу «Уралмашзавода» в деле создания новой боевой машины, она получила наименование «Уралмаш-1».
В разработке проектной документации САУ принимали участие конструкторы А.М.Лехтцинд, И.И.Эммануилов, А.Г.Гайворонский, Г.Ф.Ксюнин, И.Ф.Вахрушев, Л.А.Пинус, Е.А.Карлинский, Е.И.Линькова, Д.А.Гериев, В.Л.Лихоманов, Н.Н.Ефимов, А.Д.Нехлюдов и другие; общее руководство осуществлял главный конструктор Л.И.Горлицкий.
Самоходная артиллерийская установка СУ-102
В течение марта - апреля велось изготовление двух опытных образцов, причем на одном из них, получившем индекс СУ-101, устанавливалась 100-мм пушка Д-10С, на другом, под индексом СУ-102, - 122-мм пушка Д-25С. К моменту окончания Великой Отечественной войны были изготовлены оба опытных образца и отдельно - корпус САУ для определения обстрелом его бронестойкости. 
Самоходная установка СУ-101 разрабатывалась с использованием агрегатов и узлов средних танков Т-34-85 и Т-44. Она относилась к типу полностью бронированных самоходных установок и являлась противотанковым средством. На этой машине проверялась возможность дальнейшего повышения огневой мощи за счет установки более длинноствольных пушек на вновь сконструированное шасси. Возможности шасси танка Т-34 были уже исчерпаны, так как использование более мощных орудий приводило к очень большому вылету ствола и снижению проходимости из-за перегрузки передних опорных катков. 
Схема общей компоновки предусматривала кормовое размещение боевого отделения и переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Механик-водитель находился в отделении управления в носовой части корпуса у левого борта, справа от него устанавливались двигатель и агрегаты трансмиссии. В неподвижной броневой рубке слева от пушки были расположены друг за другом наводчик и командир машины, справа - заряжающий. Для наблюдения за полем боя использовались смотровые приборы МК-4. Посадка членов экипажа в боевое отделение производилась через прямоугольный входной люк, находившийся в общем кормовом листе корпуса и рубки и люк командира - в крыше рубки, механика-водителя - через люк в отделении управления.
Самоходная артиллерийская установка СУ-101
Машина имела на вооружении 100-мм нарезную пушку Д-10С, которая применялась в самоходной установке СУ-100, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -2°15' до +18°, по горизонту - в секторе 22,5°. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых огневых позиций - панорама Герца. Скорострельность составляла 3 выстр./мин. В боекомплект входили 36 унитарных выстрелов и 450 патронов к пулемету. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 895 м/с. Крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК был смонтирован на турели, установленной па подвижном кольце основания люка командира. Углы наводки пулемета по вертикали составляли от -6° до +84°20'. При стрельбе по воздушным целям использовался коллиматорный прицел. При необходимости пулемет ДШК мог применяться для стрельбы и по наземным целям.
Самоходная артиллерийская установка СУ-101/102
Броневая защита - противоснарядная. Сварные корпус и броневая рубка были выполнены из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 40, 75, 90 и 120 мм, расположенных с различными углами наклона. Лобовой лист корпуса толщиной 90 мм был расположен под углом 27° от вертикали, а рубки - 120 мм под углом 55°. Для постановки дымовой завесы на кормовом листе рубки устанавливались две дымовые шашки.
В моторно-трансмиссионном отделении, расположенном в передней части корпуса, продольно ближе к правому борту был установлен дизель В-44 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость топливных баков составляла 370 л, запасных - 360 л. Запас хода по шоссе достигал 167 км. 
Конструкция агрегатов трансмиссии во многом была заимствована у танка Т-34-85. Некоторые конструктивные изменения (направление вращения валов в коробке передач, охлаждение тормозных лент и барабанов, а также коробки передач специальным осевым вентилятором, установленным на фланце левого бортового редуктора) были связаны с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Главный фрикцион был установлен не на носке коленчатого вала, а на хвостовике ведущего вала коробки передач, которая обеспечивала пять передач переднего хода и одну передачу при движении назад.
Самоходная артиллерийская установка СУ-101
В ходовой части использовались индивидуальная торсионная подвеска и гусеничный движитель, заимствованные у танка Т-44. 
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 А•ч, и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. Для внешней радиосвязи машина была оборудована радиостанцией 9РС, для внутренней связи - переговорным устройством ТПУ-3-БИС-Ф, световой сигнализацией (командир - механик-водитель) и танкофоном (резиновый шланг с наконечниками) для двусторонней связи командира с механиком-водителем.
Самоходная артиллерийская установка СУ-102
СУ-102 отличалась от СУ-101 только основным вооружением. На ней была установлена 122-мм пушка Д-25С с длиной ствола 48 калибров. Вылет ствола пушки равнялся 750 мм. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -0°24' до +18°3', по горизонту - в секторе 19°. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ, при стрельбе с закрытых огневых позиций - панорама Герца. Скорострельность составляла 2-3 выстр./мин. В боекомплект установки входили 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 781 м/с. Масса машины возросла незначительно и составила 34,8 т.
Самоходная артиллерийская установка СУ-101
В течение лета - осени 1945 года проходили заводские испытания обеих САУ и отработка их конструкции. Пришлось изменять и дорабатывать ряд механизмов и устройств, в частности агрегаты вентиляции и охлаждения двигателя - температура в отделениях управления (особенно в первом) и боевом была очень высокой - переделывалось все управление машиной, перемещалось в более удобную зону механика-водителя и так далее. В результате интенсивной работы конструкторов и слесарей-сборщиков обе опытные машины были доведены до готовности к полигонным испытаниям.
Самоходная артиллерийская установка СУ-101
Самоходные установки «Уралмаш-1» имели ряд преимуществ по сравнению с ранее созданными отечественными САУ. Новая компоновка позволила сделать машину более компактной, повысилась возможность маневра в ограниченных проходах и на пересеченной местности. Экипаж теперь мог в случае необходимости покидать машину через кормовой люк под прикрытием корпуса. Мощное бронирование также стало результатом более плотной компоновки. Общая оценка конструкции корпуса после полигонных испытаний обстрелом была очень высокой: корпус САУ «Уралмаш-1» оказался по бронестойкости выше, чем корпуса всех других отечественных танков и САУ, в том числе ИС-2 и ИСУ-152. Лобовая броня была неуязвима от танковых и противотанковых орудий, состоявших на вооружении вермахта. При этом масса самоходной установки СУ-101 была практически такой же, как масса танка Т-34-85. Равномерным было и распределение нагрузки на опорные катки ходовой части, что заметно снизило ее износ. Размещение боевого отделения сзади позволяло при необходимости вооружить САУ еще более длинноствольным орудием. 
Вместе с тем, отмечались и недостатки новых самоходок: не удалось преодолеть тесноту боевого отделения, в нем стало меньше свободного места, чем у СУ-100; несмотря на все усовершенствования в системе охлаждения двигателя, условия работы механика-водителя из-за высокой температуры в отделении управления были непереносимыми. Отмечалось и сильное воздействие на переднюю часть крыши корпуса ударной волны при выстреле.
Самоходная артиллерийская установка СУ-101
Видимо, эти, а также другие причины (окончание войны, сокращение численности армии, наличие в войсках большого количества только что выпущенных самоходок, принятие на вооружение танка Т-54, оснащенного 100-мм пушкой) побудили прекратить работы над новыми САУ.
Самоходную артиллерийскую установку СУ-101 можно увидеть в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковном городе Кубинка.
Характеристики
Боевая масса, т
34,8
Экипаж, чел.
4
Годы производства
1945
Размеры, мм
Длина с пушкой вперёд
7120
Ширина корпуса
3110
Высота
2680
Клиренс
420
Пушка
МаркаД-10С
Калибр100-мм
Пулемёт
Зенитное орудие, калибр и марка12,7-мм ДШК
Боекомплект
Боекомплект основного орудия, шт.35
Боекомплект зенитного орудия, шт.450
Двигатель
МаркаВ-2-34
Типдизельный
Мощность двигателя, л. с.500
Скорость по шоссе, км/ч50
Запас хода по шоссе, км167
Удельная мощность, л. с./т14,4
Препятствия
Преодолеваемый подъём, град.34
Преодолеваемая стенка, м1,2
Преодолеваемый ров, м3,5
Преодолеваемый брод, м1,5
Самоходная артиллерийская установка СУ-101
Категория: САУ | Просмотров: 8184 | Добавил: Kaban-X | Рейтинг: 5.0/1|

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Обновления
Каталог статей
Истребитель Як-9
null
Каталог файлов
Стрелковое оружие России. Новые модели. Чарли Катшоу
null
ФОТОАЛЬБОМ
Друзья сайта


SS-man
Фильмы и игры жанра хоррор
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Случайная
новость
Переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла»
null
3v-Soviet © 2009-2014
Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.3v-soft.clan.su обязательна!