В 1947 г.
прекратился выпуск самоходно-артиллерийской установки СУ-100 на заводе №147 в
Омске, куда ее производство было передано с Уралмашзавода в начале 1946 г. В
соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1948 г. КБ
Омского завода №174 под руководством И.С. Бушнева поручалось выполнить
эскизно-технический проект артиллерийской самоходной установки со 122-мм пушкой
Д-25 на базе танка Т-54 со сроком окончания этой работы в июле 1948 г.
Проект
самоходной установки и ее макет в натуральную величину были рассмотрены в
Министерстве транспортного машиностроения только в декабре 1948 г. Задержка
обуславливалась несвоевременным получением чертежей 122-мм пушки Д-49 от завода
№9, а также малочисленностью состава КБ и сложностью поставленной задачи. Далее
проект самоходной установки был доработан и повторно вместе с макетом в июле
1949 г. представлен специальной макетной комиссии с участием представителей
командования БТ и MB и НТК ГБТУ.
Заключение
макетной комиссии по проекту заказчик утвердил только в августе 1949 г., после
чего завод №174 приступил к подготовке чертежей самоходной установки для
изготовления опытного образца, однако работы были приостановлены из-за
недоведенности конструкции базового танка Т-54.
В октябре 1949
г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР работы по самоходной
установке СУ-122 были переданы с завода №174 на завод №183 в Нижнем Тагиле. Это
решение было связано с проработкой возможности установки в танке Т-54 пушки
Д-25 калибра 122 мм. Одновременно постановлением Совета Министров СССР
№4742-1832с от 15 октября 1949 г. были утверждены окончательные ТТТ к
самоходной установке СУ-122.
В КБ завода №183
приняли решение об изменении компоновки самоходной установки. Вновь начались
эскизные проработки, что, естественно, опять затянуло сроки представления
проекта. Однако в мае 1950 г. работа по СУ-122 была возвращена в КБ завода
№174, где продолжилась по прежней схеме компоновки машины.
Самоходно-артиллерийская
установка СУ-122 (ведущий конструктор проекта А.Е. Сулин), получившая при
проектировании в конструкторском бюро завода №174 обозначение «Объект 600»,
представляла собой современную боевую машину с мощной пушкой, противоснарядной
броневой защитой, обладавшей достаточной подвижностью и имевшей хорошую
обзорность с рабочих мест членов экипажа. Наличие дальномера, механизма
заряжания, продувки канала ствола сжатым воздухом, а также свободное общение
членов экипажа создавали благоприятные условия для эффективного ведения
артиллерийского огня и поражения не только бронированных средств, но и мощных
укрепленных сооружений противника.
Установка
крупнокалиберных спаренного с пушкой и зенитного пулеметов КПВ повысили
защищенность машины от средств ближнего боя противника.
Первый опытный
образец самоходной установки СУ-122, изготовленный заводом № 174 в декабре 1950
г., до конца года прошел заводские испытания.
В июне—июле 1951
г. состоялся первый этап государственных испытаний на ГНИАП ГАУ и в начале
августа того же года СУ-122 поступила на НИИБТ полигон для проведения второго
этапа испытаний.
Использование
дальномера позволяло попадать в мишень типа «Танк» при ведении огня с места на
дальностях до 3000 м.
В ходе испытаний
выявились недостатки в работе пулеметов КПВ, дозатора механизма продувки канала
ствола, повышенные усилия на маховиках наведения зенитного крупнокалиберного
пулемета КПВ, а также его недостаточная кучность стрельбы по вертикали. Тем не
менее машина государственные испытания выдержала. Завод №174 сразу же приступил
к внесению изменений в рабочие чертежи машины для выпуска установочной партии,
которые выполнил и передал в производство до 1 января 1952 г.
В конце 1951 г.
прошли еще одни дополнительные ходовые испытания самоходной установки на 1000
км.
В I квартале
1952 г. был собран второй образец самоходной установки СУ-122, который в
июне-июле того же года прошел заводские испытания.
По результатам
государственных и заводских испытаний опытных образцов в конструкцию зенитной
пулеметной установки в течение III квартала 1952 г. были внесены необходимые
изменения. Однако изготовление последующих опытных образцов машины на заводе
№174 было приостановлено из-за отсутствия 122-мм пушек Д-49.
Постановлением
Совета Министров СССР №438-194 от 15 марта 1954 г. самоходная установка на базе
танка Т-54 была принята на вооружение Советской Армии, но в серийное
производство поступила только в 1955г.
СУ-122
относилась к типу закрытых САУ с передним расположением броневой рубки. В
состав экипажа машины входили пять человек.
Отделение
управления было совмещено с боевым отделением, поэтому все члены экипажа имели
свободное общение. Размещение механика-водителя в боевом отделении позволило
снизить высоту линии огня до 1505 мм и, следовательно, улучшить устойчивость
корпуса машины при выстреле. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в
кормовой части корпуса
Основным оружием
машины являлась 122-мм нарезная пушка Д-49 с длиной ствола (без дульного
тормоза) 5497 мм (48,7 калибра) с клиновым горизонтальным полуавтоматическим
затвором с электромеханическим механизмом досылания и эжекционной продувкой
канала ствола после выстрела (для уменьшения загазованности боевого отделения
при стрельбе впервые для 122-мм пушек был установлен эжектор). Она представляла
собой модернизированную пушку Д-25Т тяжелого танка ИС-3 и устанавливалась в
рамке, закрепленной на лобовом листе броневой рубки.
При стрельбе
прямой наводкой на дальностях до 6000 м использовался телескопический прицел
ТШ-2-24 с переменным увеличением (3,5х и 7х), а при стрельбе с закрытых огневых
позиций на дальностях до 13400 м применялись орудийная панорама и механический
прицел С71-24-1. Углы вертикальной наводки составляли от -4 до +16°,
горизонтальной — в секторе 16°.
За счет
использования электромеханического досылателя скорострельность пушки достигала
4-5 выстр./мин.
Стрельба из
пушки велась танковыми бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, а также
осколочно-фугасными гранатами гаубиц М-30 и Д-30. С появлением в начале 1960-х
гг. американского танка М60 и английского танка «Чифтен» для нарезной пушки
Д-49 были разработаны бронебойно-подкалиберный и бронебойно-кумулятивный
снаряды.
Справа от пушки
устанавливался спаренный 14,5-мм пулемет КПВТ. Второй пулемет КПВТ был
зенитным. Турель зенитного пулемета была смонтирована на основании люка левого
заряжающего.
В боекомплект
самоходной установки входили 35 выстрелов раздельно-гильзового заряжания и 600
патронов к двум пулеметам КПВТ.
Броневая защита
сварного корпуса машины — противоснарядная, выполненная из катаных броневых
листов.
Силовая
установка и трансмиссия с системой управления, а также ходовая часть с
некоторыми конструктивными изменениями были заимствованы у танка Т-54.
Впервые в нашей
стране в системе пуска двигателя сжатым воздухом появился воздушный компрессор
АК-150В, заимствованный без конструктивных изменений из авиации и поэтому не
приспособленный к работе в условиях движения САУ и требовавший доработки.
Сжатый воздух использовался не только для пуска дизеля и пневмоперезарядки
спаренного пулемета КПВТ, но и для очистки от пыли боекомплекта и агрегатов. В
ходовой части, в связи со смещением вперед центра тяжести машины, изменилось
взаимное расположение опорных катков и уменьшен угол закрутки торсионных валов
для получения более равномерного распределения нагрузки.
Серийный выпуск
СУ-122 («Объект 600») осуществлялся на заводе №174 в Омске в 1955— 1957 гг. на
базе танка Т-54А. За это время была изготовлена небольшая партия из 77 машин,
после чего производство противотанковых самоходных артиллерийских установок
было свернуто в связи с решением правительства о прекращении работ по ствольной
артиллерии, а также с созданием и принятием на вооружение самоходных
противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) на колесной и гусеничной базе.