Средний танк Т-44 Т-44 — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54. История создания и производства Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение двигателя позволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60°. В связи с новой компоновкой удалось сместить к центру корпуса башню, приобретшую более обтекаемую форму, что повысило её снарядостойкость. На освободившемся месте был размещён люк механика-водителя, устанавливавшийся на Т-34 в лобовом листе. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Нагрузка на катки распределялась равномерно, что позволило нарастить лобовую броню до 120 мм. Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезённом из Кирова заводе № 38 было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях. Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку Л-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжелённой и на вооружение принята не была.
Двигатель Дизельный двигатель В-44 оснастили улучшенной топливной аппаратурой, что позволило поднять мощность с 500 до 520 л. с. при том же объеме цилиндров, что и на предшествующем В-34. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой моторной раме, а в итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм. Вооружение Серийному танку Т-44 предшествовали опытные Т-44–85 с пушкой Д-5Т и Т-44-122 с пушкой Д-25. Т-44–85 с пушкой Д-5Т был построен до принятия на вооружение ЗИС-С-53. Поэтому, как только на Т-34 пушка ЗИС-С-53 стала стандартной, переделали и Т-44. 122-мм пушку на средний танк установили по требованию военных, но в ходе испытаний стало ясно, что это орудие не для среднего танка. В 1945 году, была разработана новая башня под 100-мм пушку Д-10Т или ЛБ-1 («Лаврентий Берия» — он кроме прочего был заместителем председателя Государственного Комитета Обороны и ведал вооружениями). На крыше люка заряжающего установили турель с зенитным пулеметом ДШК, а борта и ходовую часть прикрыли 6-мм противокумулятивными экранами.
Ходовая часть Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненых опорных катков на борт, ведущего колеса, колеса заднего расположения с пятью роликами (зацепление гребневое) и направляющего колеса с натяжным механизмом. В ходовой части применена индивидуальная торсионная подвеска опорных катков. Двигатель соединялся с пятискоростной коробкой передач так называемой гитарой - повышающим редуктором из трех цилиндрических шестерен с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикциононы и передачи позаимствовали у "тридцатьчетверки". Эксплуатация В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 часть Т-44 были переоборудованы в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 70-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии. Характеристики Боевая масса, т
| 31,8
| Экипаж, чел.
| 4
| Размеры, мм
| Длина с пушкой вперёд
| 7650
| Ширина корпуса
| 3180
| Высота
| 2412
| Клиренс
| 425
| Пушка
| Марка | ЗИС-С-53 обр.1944 года | Калибр | 85-мм | Пулемёты | Марка | ДТМ | Калибр | 7,62-мм | Количество | 2 | Двигатель | Марка | В-44 | Тип | Дизельный | Мощность двигателя, л. с. | 500 | Скорость по шоссе, км/ч | 51 | Запас хода по шоссе, км | 300 | Препятствия, м | Преодолеваемый подъём, град. | 30 | Преодолеваемая стенка, м | 0,75 | Преодолеваемый ров, м | 2,5 | Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
|