Гаубица образца 1943 года Д-1 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие было разработано в конце 1942 — начале 1943 годов конструкторским бюро завода №9 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова и была принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 8 августа 1943 года. Гаубица Д-1 серийно выпускалась с 1943 по 1949 гг., успешно применялась в боях завершающей стадии Великой Отечественной войны. В послевоенное время орудия этого типа поставлялись многим государствам мира, использовались практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. В ряде стран, включая Россию, гаубица Д-1 до сих пор состоит на вооружении. История создания В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: -Дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; -Высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; -Сложность ремонта и обслуживания орудия; -Занятость заводов №№ 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать. Также одной из причин прекращения производства М-10 могло стать упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе-сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии. Кроме того, 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной артиллерии. В свете этих решений 152-мм гаубицы в 1942 году в СССР не производились; таким образом, советские войска лишились мобильных, но мощных орудий, особенно необходимых в артиллерии корпусного звена. Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е. низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи. Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30). Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом. Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени. В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний. 5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение. Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.
Производство Серийный выпуск гаубиц Д-1 начался в конце 1943 года. Их производство велось исключительно на заводе № 9 (УЗТМ) и продолжалось до 1949 года. Однако во время войны это орудие не пошло в крупную серию по причине крайней загруженности завода № 9 выпуском 122-мм гаубицы М-30. Негативным следствием этого обстоятельства для РККА стал дефицит мощных 152-мм гаубиц в корпусной артиллерии. Описание конструкции Гаубица Д-1 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Ствол орудия, практически идентичный стволу гаубицы М-10, оснащался двухкамерным дульным тормозом ДТ-3. К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы Д-1 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов. Лафет орудия почти идентичен с лафетом гаубицы М-30. Станины на орудиях первых серий были клёпаными, затем их стали делать сварными. Орудия поздних серий дополнительно оснащались катками для перекатывания вручную. Все гаубицы Д-1 комплектовались стальными колёсами с резиновыми пневматическими шинами, колёсный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой. Допустимая скорость перевозки орудия по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч, по булыжной мостовой до 30 км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч. Для защиты расчёта от пуль и мелких осколков гаубица Д-1 имела щитовое прикрытие.
Организационно-штатная структура Гаубицы Д-1 предназначались для вооружения корпусной артиллерии и частей Резерва Верховного Главного Командования (РВГК). Организационно-штатная структура стрелковых корпусов в 1944 году включала артиллерийские полки пятибатарейного состава (20 орудий), в состав которых и входили гаубицы Д-1 наряду с другими 152-мм гаубицами, 122-мм пушками А-19, 152-мм гаубицами-пушками МЛ-20 и 107-мм пушками обр. 1910/30 гг. В составе артиллерии РВГК были гаубичные полки (48 гаубиц) и тяжёлые гаубичные бригады (32 гаубицы). В свою очередь, полки и бригады могли объединяться в артиллерийские дивизии. Боевое применение Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия. Модификации орудия За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 были разработаны её танковый и самоходный варианты. Оценка проекта Гаубица Д-1 вполне удовлетворяла требованиям РККА и позже Советской Армии в плане мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях вплоть до текущего момента служат этому достаточным подтверждением. При сравнении с современными ей зарубежными аналогами Д-1 несколько уступает в максимальной дальности огня, но, как более значительно более лёгкая, выигрывает в подвижности. Интересен тот факт, что очень близкая по характеристикам к Д-1 немецкая 150-мм гаубица s.FH.36 специально рассчитывалась как орудие повышенной мобильности по сравнению с широко распространённой в Вермахте 150-мм гаубицей s.FH.18. Для достижения этой цели немецкие инженеры широко использовали в конструкции s.FH.36 лёгкие сплавы, дорогостоящие по сравнению с обыкновенными сортами стали и к тому же бывшие в Третьем Рейхе в определённом дефиците. Это и предопределило мелкосерийный выпуск данной артиллерийской системы. А создатели Д-1 при той же массе и баллистике орудия сумели обойтись без применения лёгких сплавов. Орудия эпохи Первой Мировой войны, как французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году, проигрывали Д-1 как по дальности стрельбы, так и в плане подвижности — несмотря на меньшую массу, их нельзя было быстро буксировать из-за отсутствия подрессоривания. К началу Второй Мировой войны они являлись уже полностью устаревшими образцами артиллерийского вооружения. Сопоставление Д-1 с её предшественницей М-10 показывает, что оба орудия имели свои преимущества и недостатки — при одинаковой баллистике Д-1 была почти на тонну легче, но имела на 15° меньший угол горизонтальной наводки, а также была снабжена дульным тормозом, сильно демаскирующим орудие при стрельбе. В качестве резюме можно отметить, что Ф. Ф. Петрову и сотрудникам его конструкторского бюро удалось создать ещё одно отлично зарекомендовавшее себя орудие, сочетавшее достаточно мощную баллистику и выдающуюся подвижность. Однако в полной мере оснастить корпусную артиллерию РККА 152-мм гаубицами Д-1 не удалось, так как во время войны производство этого орудия имело мелкосерийный характер. Характеристики и свойства боеприпасов Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов. При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м. Кумулятивный снаряд БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся. Бетонобойный снаряд Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона. Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов. Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха. Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом БП-540 предназначался «специальный» заряд. Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на самом мощном полном заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш. К концу 1950-х гг. из боекомплекта гаубицы Д-1 были изъяты все снаряды старых типов и в нём остались только осколочная граната О-530, осколочно-фугасная граната ОФ-530, кумулятивный снаряд БП-540 и бетонобойные снаряды Г-530 и Г-530Ш (также не исключено и наличие химических боеприпасов, но по соображениям секретности они не фигурируют в обычных таблицах стрельбы). Позже был разработан 152-мм специальный (ядерный) боеприпас (для орудий МЛ-20, Д-20 и 2С5 «Гиацинт»), однако возможность его использования из Д-1 не выяснена.
Характеристики Калибр, мм
| 152,4
| Расчёт, чел.
| 8
| Масса в походном положении, кг
| 3640
| Масса в боевом положении, кг
| 3600
| Скорострельность, выстр/мин
| 3-4
| Высота линии огня, мм
| 1240-1275
| Скорость возки по шоссе, км/ч | до 40
| Углы обстрела
| Угол ВН, град | от −3 до +63,3 | Угол ГН, град | 35 |
|