Самоходная артиллерийская установка ИСУ-130 Самоходная установка ИСУ-130 («Объект 250») была разработана в 1944 г. в КБ завода № 100 под руководством Ж.Я. Котина. Изготовленный опытный образец в октябре 1944 г. прошел заводские испытания и в ноябре — декабре того же года — полигонные испытания. По результатам испытаний было принято решение направить пушку в ЦАКБ для доработки с последующим представлением доработанного образца орудия на испытания. Доработка пушки затянулась до конца войны. Ходовые и артиллерийские испытания закончились только в июне 1945 г. На вооружение и в серийное производство установка ИСУ-130 не принималась.
Самоходная установка ИСУ-130 относилась к типу полностью бронированных самоходных установок с передним расположением броневой рубки. Машина была создана на базе ИСУ-122С путем замены 122-мм Д-25С на 130-мм пушку С-26 конструкции ЦАКБ, разработанную на базе морской пушки Б-13 и приспособленную для монтажа в самоходную установку. В состав экипажа машины входили четыре-пять человек, которые размещались как и в самоходной установке ИСУ-122С. Пушка с горизонтальным клиновым затвором и дульным тормозом устанавливалась в передней части броневой рубки и была смещена вправо относительно продольной оси машины. Длина ствола пушки составляла 54,7 калибра. Для уменьшения загазованности боевого отделения использовалась система продувки канала ствола сжатым воздухом из баллонов. Углы вертикальной наводки составляли от — 1°12' до + 14°14', по горизонтали — в секторе 11°43'. При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-18 и панорама Герца. Приводы наводки были такими же, как у самоходной установки ИСУ-122. Уравновешивание качающейся части относительно оси цапф производилось с помощью грузов, прикрепленных к неподвижной части ограждения орудия. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 5000 м, скорострельность — 2 выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 25 выстрелов раздельного гильзового заряжания с бронебойным снарядом. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 33,4 кг составляла 900 м/с. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ (ППС) с боекомплектом 497 патронов (7 дисков) и 25 ручных фанат Ф-1. Броневая защита — противоснарядная. Конструкция броневого корпуса и броневой рубки, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование машины были заимствованы у самоходной ИСУ-122. Емкость основных топливных баков составляла 460 л, запасных — 270 л. Запас хода самоходной установки по шоссе достигал 150 км. Для внешней связи на машине была установлена радиостанция 10РК, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-4БИС-Ф. Самоходная установка по огневой мощи превосходила ранее выпущенные отечественные машины, но имела те же недостатки, что и ИСУ-122. В ходе испытаний было выявлено, что 130-мм пушка С-26-1 по бронепробиваемости равноценна 122-мм пушкам, установленным на ИСУ-122БМ, и при принятии ее на вооружение могут возникнуть проблемы со снабжением боеприпасами. В связи с окончанием Великой Отечественной войны дальнейшие работы по ИСУ-130 были прекращены. Характеристики Боевая масса, т
| 47
| Экипаж, чел
| 4-5
| Размеры, мм
| Длина корпуса
| 11420
| Ширина корпуса
| 3070
| Высота
| 2340
| Клиренс
| 450
| Бронирование, мм | Лоб корпуса (верх) | 60 | Лоб корпуса (низ) | 90 | Борт корпуса (верх) | 75 | Борт корпуса (низ) | 90 | Корма рубки | 60 | Крыша рубки и корпуса | 30 | Маска пушки | 100 | Днище | 20 | Пушка | Марка пушки | С-26 | Калибр | 130-мм | Боекомплект, выстрелов | 25 | Двигатель | Марка | В-2ИС | Тип | Дизельный | Мощность двигателя, л. с. | 520 | Скорость по шоссе, км/ч | 35 | Запас хода по шоссе, км | 150 | Преодолеваемые препятствия | Преодолеваемая стенка, м | 1,00 | Преодолеваемый подъём, град. | 32 | Преодолеваемый ров, м | 2,50 | Преодолеваемый брод, м | 1,30 - 1,50 |
|