Транспортно-боевой вертолёт Ми-24 «Крокодил» Ми-24 (Hind по классификации НАТО) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на Ростовском вертолётном заводе. Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин летчиков, вызывающих ассоциации с гранями гранённого стакана.
История создания Ми-24 (экспортный вариант Ми-35) создан Московским вертолетным заводом (МВЗ) им.М.Л. Миля и является одним из самых известных вертолетов этого класса. Работы по созданию вертолета Ми-24 начались в 1968 г., первый полет опытный образец совершил в 1969 г., принят на вооружение в 1972 г. Серийно вертолет Ми-24 различных модификаций выпускали и выпускают заводы ОАО "Роствертол" и "Арсеньевской авиационной компании "Прогресс". Всего было построено около 3500 вертолетов этого типа. Состоит на вооружении более 30 стран, использовался в боевых действиях в Афганистане, Чечне и ряде региональных военных конфликтов. Назначение и конструктивные особенности Многоцелевой вертолет типа Ми-24 (Ми-35) предназначен для решения широкого круга задач при подготовке и ведении боевых действий. При авиационной поддержке войск вертолет способен уничтожать бронированные и небронированные, малоразмерные и площадные наземные и надводные, малоскоростные и низколетящие воздушные цели противника, а также его живую силу на переднем крае и в тактической глубине, сопровождать войска при совершении марша и действиях в глубине обороны противника. Достаточно вместительная грузовая кабина позволяет использовать вертолет в целях повышения мобильности войск путем использования его в транспортно-десантном, транспортном и санитарном вариантах. В первом случае внутри Ми-24 могут находиться восемь десантников с личным оружием, во втором – 2 лежачих и 2 сидячих раненых в сопровождении медработника, а при использовании его в транспортном варианте – боеприпасы и другие грузы внутри (до 1500 кг) грузовой кабины и на внешней (до 2400 кг) подвеске. Кроме того, вертолеты типа Ми-24 могут использоваться для ведения разведки и наблюдения, минирования местности, корректировки огня и выполнения других задач. Конструктивно вертолеты типа Ми-24 выполнены по классической одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным хвостовым рулевым винтами. Фюзеляж имеет хорошие аэродинамические формы и минимальный поперечный мидель. Крыло используется для подвески вооружения. Лопасти несущего винта крепятся к втулке тремя шарнирами. Профилированная концевая балка разгружает рулевой винт в полете. Трехточечное убирающееся шасси оснащено носовым колесом.
Двигатель и оборудование Вертолет, в зависимости от модификации, может быть оснащен двумя газотурбинными двигателями производства "Завод им. В Я, Климова" типа ТВЗ-117В или ВК-2500 мощностью 2225 и 2499 л.с. соотвественно. Для обеспечения применения вертолета по предназначению в различных физико-географических и метеорологических условиях вертолеты типа Ми-24 оснащаются комплексом пилотажно-навигационного, транспортно-десантного и санитарного оборудования, средствами радиосвязи и управления оружием. В целях повышения живучести вертолеты оснащены станцией обнаружения облучения РЛС, устройствами выброса ложных тепловых ИК-ловушек и создания помех в ИК-диапазоне, экранно-выхлопными устройствами, имеют многократное резервирование жизненно важных систем важных систем и бронирование кабины экипажа с дегазационной системой и герметизацией.
Вооружение Для выполнения боевых задач и поражения различных наземных и надводных малоразмерных и площадных, низколетящих и малоскоростных воздушных целей вертолеты типа Ми-24 различных модификаций могут оснащаться системами управляемого и неуправляемого стрелково-пушечного, ракетного и бомбардировочного вооружения, варианты которого определяются решаемыми задачами. Размещаться средства поражения могут на двух пусковых рамах для управляемых ракет, 4 балочных держателях и 2 законцовках крыльев, во встроенной управляемой подвижной стрелковой установке (типа УСПУ-24, боекомплект 1470 патронов), носовой подвижной (неподвижной) пушечной установке НППУ-24 (НПУ-30) с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с боекомплектом в 250 снарядов. Кроме того, для размещения стрелково-пушечного вооружения может устанавливаться до двух съемных универсальных стрелково-пушечных установок (УПК-23-250) или универсальных гондол (ГУВ-1 с гранатометом АГС-17 "Пламя", ГУВ-8700 с одним 12,7-мм или двумя 7,62-мм четырехствольными пулеметами). Возможна установка на вертолете постановщика мин типа ПФМ-1. В составе ракетно-бомбового вооружения боевого вертолета может быть: 8-16 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа "Штурм-В" или "Атака" (дальность поражения до 5,5 км, бронепробиваемость 600-800 мм); управляемые ракеты для поражения воздушных целей (типа Р-60 или ЗУР "Игла"); блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР типа С-8, С-13, С-24Б); бомбы (250 кг, 500 кг) или зажигательные баки калибра 500 кг на балочных держателях общей массой до 1000 кг, а также до 2 универсальных контейнеров малогабаритных грузов (КМГУ). Общая масса боевой нагрузки может достигать 2400-2860 кг, в зависимости от модификации вертолета.
Модификации Ми-24А - первая модификация вертолета с ПТУР "Фаланга-М", плоским остеклением кабина экипажа, в которой летчики располагались рядом (1971 г); Ми-24Б - промежуточный модернизированный вариант с ПТУР "Фаланга-ПВ" (разработан в 1971-1972 гг., серийно не выпускался); Ми-24Д (экспортный вариант Ми-25) - с ПТУР "Фаланга-ПВ" и пулеметом ЯкБ-12,7, размещение экипажа тандемное (1973 г); Ми-24В (Ми-35) – оснащен ПТРК "Штурм-В" и пулеметом ЯкБ-12,7 (1976 г); Ми-24П (Ми-35П) – "пушечный" вариант вертолета с ПТРК "Штурм-В" и 30-мм двуствольной пушкой ГШ-ЗОК, установленной вместо встроенной 12,7-мм пулеметной установки справа на носовой части фюзеляжа (1976 г.); Ми-24ВП - серийно выпускался в 1986-1989 гг.; Ми-24К - разведчик-корректировщик стрельбы артиллерии; Ми-24Р, Ми-24РА - вертолеты радиационной, химической и биологической разведки; Ми-24У — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления; Ми-24ПС - патрульно-спасательный вертолет для МВД; Ми-24ДУ – учебно-тренировочный вертолет; Ми-24ВМ (Ми-35М) - модернизированный боевой вертолет на базе серийной машины, оснащен круглосуточным комплексом управляемого вооружения 9К113К с обзорно-прицельной системой ОПС-24Н и современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (обеспечивает круглосуточное выполнение боевых задач, имеет повышенную огневую мощь и улучшенные характеристики); Ми-24ПН (Ми-35ПМ) – модифицированный Ми-24П с дневной аппаратурой наведения ПТУР "Радуга-Ш" и прицельной тепловизионной подсистемой "Зарево"; Ми-24ВК-1, Ми-24ПК-1 – модифицированные Ми-24В и Ми-24П с круглосуточной обзорно-прицельной системой ГОЭС 321; Ми-24ВК-2 (Ми-35ВН) и Ми-24ПК-2 (Ми-35ПН) – модифицированные Ми-24В и Ми-24П с круглосуточной обзорно-прицельной системой ГОЭС 342 (0ПС-24Н). Боевое применение Гражданская война в Анголе (1975—2002; Ангола) Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989; Вьетнам) Эфиопо-сомалийская война (1977—1978; Куба) — первый случай боевого применения Чадско-ливийский конфликт (1978—1987; Ливия) Афганская война (1979—1989; СССР) Ирано-иракская война (1980—1988; Ирак) Гражданская война на Шри-Ланке (с 1983; Шри-Ланка, Индия) Вторая гражданская война в Судане (1983—2002; Судан) Карабахская война (1988—1994; Армения, Азербайджан, СССР) Гражданская война в Сьерра-Леоне (1991—2002; Сьерра-Леоне) Абхазская война (1992—1993; Грузия) Первая чеченская война (1994—1996; Россия) Война за независимость Хорватии (1992—1995; Хорватия) Эфиопо-эритрейская война (1998—2000; Эфиопия) Вторая чеченская война (с 1999) Конфликт в Македонии (2001; Македония) Война в Южной Осетии (2008; Россия, Грузия) Тактико-технические характеристики Масса пустого, кг
| 7580
| Нормальная взлётная масса, кг
| 10500
| Максимальная взлётная масса, кг
| 11000
| Максимальная грузоподъёмность, кг
| 2400
| Масса груза на внешней подвеске, кг
| 2000
| Внутренний запас топлива, кг
| 2100
| Экипаж, чел
| 2-3
| Пассажиров, чел
| 8
| Габариты, м | Диаметр несущего винта | 17,3 | Диаметр рулевого винта | 3.908 | Высота с вращ. винтами | 5,47 | Длина фюзеляжа | 17,51 | Ширина фюзеляжа | 1,7 | Высота | 5,7 | Силовая установка | Марка | ТВ3-117 | Количество, шт. | 2 | Вспомогательная силовая установка | Аи9 | Вооружение | Число точек подвески | 6-8 | Управляемое ракетное | Штурм-В | Неуправляемое ракетное | С-5, С-8, С-24 | «Воздух-воздух» | Р-60М, Р-63В,"Игла-В", 9М220О "Атака" | Лётно-технические характеристики | Крейсерская скорость, км/ч | 270 | Максимальная скорость в горизонтальном полёте, км/ч
| 340 | Максимальная скорость, км/ч | 360 | Дальность полёта практическая, км. | 450 | Дальность полёта перегоночная, км. | 1000 | Средний расход топлива, л/час | 780 | Статический потолок, м. | 1500 | Динамический потолок, м. | 4500 | Допустимый угол крена, град. | 70 | Допустимый угол тангажа, град. | 90 |
|