Самоходная артиллерийская установка «Объект 416»
Опытная самоходная установка "Объект 416" была разработана на
харьковском заводе №75 коллективом конструкторов под руководством Ф.А.
Мостового в 1952 году. Машина разрабатывалась на оригинальной базе и
предназначалась для борьбы с сильнобронированными целями и
фортификационными сооружениями.
Орудие было разработано в ОКБ пермского завода №72 на основе танковой
пушки Д-10. Новая пушка, получившая обозначение М63, имела ствол длиной
5570 мм и клиновой затвор. Для улучшения устойчивости при ведении огня
прямой наводкой полными зарядами пушку оборудовали эффективным дульным
тормозом. В 1952 году опытный образец самоходной установки прошел полигонные
испытания. Члены Государственной комиссии пришли к выводу, что,
поскольку по максимальной дальности стрельбы она уступает СУ-100П, а по
огневой мощи лишь соответствует ей, принимать новую установку на
вооружение и запускать в серийное производство параллельно с СУ-100П
нецелесообразно. Самоходная установка была изготовлена в единственном экземпляре и на вооружение не принималась. Самоходная установка "Объект 416" относилась к типу закрытых самоходных
установок с круговым вращением башни. Компоновка машины была выполнена
по схеме с передним расположением МТО и кормовым размещением боевого
отделения. Весь экипаж из четырех человек находился в башне. Такая
компоновочная схема позволила получить малую высоту САУ по крыше башни
(1825 мм), однако усложнила работу заряжающего, который должен был
действовать сидя на полу боевого отделения или стоя на коленях.
При вращении башни механик-водитель был ориентирован постоянно по
направлению движения с помощью специальных устройств, однако его
размещение не в центре башни требовало определенных навыков при вождении
машины. 100-мм нарезная пушка М63 была спарена с 7,62-мм пулеметом СГМТ, имела
механизм облегчения заряжания и систему продувки канала ствола после
выстрела сжатым воздухом. Углы возвышения ствола составляли от -5° до
+36°, углы горизонтального наведение без поворота башни - 10° на борт.
Боевая скорострельность составляла 8-10 выстрелов в минуту. Боекомплект
пушки составлял 35 выстрелов, начальная скорость бронебойного снаряда
равнялась 900 м/с.
12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель ДГ мощностью 400 л.с.
имел горизонтальное расположение цилиндров и эжекционную систему
охлаждения.Он устанавливался в носовой части машины поперек корпуса.
Механическая трансмиссия включала главный фрикцион, 5-скоростную коробку
передач, двухступенчатые ПМП и однорядные бортовые редукторы.
Оригинальным техническим решением были гидравлические приводы,
обеспечивавшие управление движением машины из вращающейся башни.
Переключение передач было преселекторным, то есть включение заранее
выбранной с помощью кулисы передачи осуществлялось в нужный момент
нажатием педали. В приводе имелось два устройства гидрообъемного типа,
обеспечивающих вращение полика башни и сиденья механика-водителя.
В ходовой части применялись торсионная подвеска, обрезиненные опорные катки и гусеницы с ОМШ.
|