Тяжёлый танк КВ-1С КВ-1с — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940—1943 гг. Индекс 1с означает «скоростную» модификацию первой серийной модели. История создания В условиях военного времени, когда требовалось в первую очередь выпускать больше танков, все изменения конструкции КВ-1 не могли не сказаться на надежности работы агрегатов тяжелого танка. В первую очередь это касалось КПП, элементов трансмиссии и двигателя. Так как трансмиссия и КПП танка КВ-1 до начала ВОВ так и не были доведены до нормального рабочего состояния, то не удивительно, что качество изготовления и надежность деталей КВ выпуска военного времени стало еще хуже. Кроме того, из-за внесения в конструкцию танка различных изменений и упрощений (литые башни, катки и траки, дополнительные топливные баки и т. д.) танк значительно прибавил в весе — масса машины достигала 47,5–48,2 т. Из войск стали поступать многочисленные жалобы и рекламации, в частности в них говорилось, что «танки КВ часто ломаются на маршах, обладают малой скоростью и подвижностью, их не выдерживает ни один мост». 23 февраля 1942 г. ГКО принял постановление № 1334сс, согласно которому ЧКЗ с 15 апреля обязывался выпускать танки КВ массой не более 45,5 тонн и дизелем мощностью 650 л.с. На основании этого постановления, 24 февраля был подписан приказ по НКТП № 222мсс, а 26 февраля — приказ наркома обороны № 0039. Согласно этим приказам, вес танков КВ должен был быть снижен за счет снижения толщины лобовой брони вместе с экраном до 95 мм, уменьшения толщин крыши корпуса, крыши башни, люков до 30 мм, уменьшения толщины бронирования кормы до 60 мм, задних листов днища до 20 мм., также изымались запасные топливные баки, боекомплект был снижен до 90 снарядов, сокращен ЗИП т.д. Однако несмотря на все усилия, быстро внести изменения в конструкцию тяжелого танка завод не смог. Очень не хватало квалифицированных кадров, материалов и оборудования. К примеру, потребность завода в рабочих в первом квартале 1942 г. составляла 40 000 человек, а по факту коллектив завода составлял 27 321 человек. Также можно упомянуть кризис с оснащением КВ радиостанциями, когда с марта 1942 года радиостанцией оснащался лишь каждый пятый танк. В начале марта на заводе начались испытания танка с двигателем В-2К мощностью 650 л.с. и новыми бортовыми передачами. Двигатель оказался неработоспособен, бортовые передачи же, напротив, показали хорошие результаты и с апреля месяца были введены в серийное производство. С 20 апреля на ЧКЗ испытывались два КВ с 700-сильным дизелем и новой 8-скоростной КПП, двигатели опять не удалось довести «до ума», а новую КПП стали устанавливать уже на КВ-1с. Именно в марте-апреле 1942 г. кризис с качеством тяжелых танков КВ-1 достиг своего апогея: 30% танков успевало пройти всего 120–125 км, после чего они выходили из строя. Ненадежность тяжелых танков настолько всех «достала», что 21 марта по НКТП был издан приказ № 3 285мс в котором руководство наркомата объявило выговор руководству и конструкторско-инженерному составу ЧКЗ и СКБ-2 (Зальцман, Махонин, Котин, Кизельштейн, Маришкин, Арсеньев, Гольштейн, Шендеров, Цуканов) и обязало «навести необходимый порядок в технологии и технической документации производства КВ и дизелей В-2». Но, несмотря на недостатки, нарушение техпроцесса, невыполнение различных приказов НКТП и постановлений ГКО, выпуск танков КВ-1 на ЧКЗ продолжал неуклонно расти. Рабочие и инженеры, работая по 11 часов в сутки (такова была продолжительность одной рабочей смены), а иногда и больше, старались дать фронту как можно больше боевых машин. В марте 1942 г. КА было передано 250 танков КВ-1, в апреле — 282, в мае — 351, после чего производство КВ стало снижаться, а в начале лета появилось много предложений о снятии танка КВ с производства. Дело в том, что к лету 1942 года, вследствие перевооружения вермахта, КВ утратил свой главный козырь — преимущество в бронезащите. Ситуация требовала кардинального изменения. История создания КВ-1с (скоростной) начинается с любопытного документа. 5 июня 1942 г. председатель ГКО И. В. Сталин подписал постановление № 1878сс следующего содержания: Опыт боевого применения КВ-1 в воинских частях вскрыл следующие недостатки КВ:
-Большой вес танка (47,5т), что сокращает его боевую оперативность и усложняет условия боевой эксплуатации; -Недостаточная надежность коробки перемены передач вследствие недостаточной прочности шестерен первой и замедленной передач и картера; -Недостаточно интенсивная работа системы охлаждения двигателя, вследствие чего приходится часто производить переключение скоростей с высших на низшие, что приводит к сокращению средних скоростей движения и ограничивает возможность наиболее полного использования мощности двигателя; -Недостаточная круговая обзорность танка из-за неудобного расположения смотровых приборов и отсутствия командирской башенки. Кроме этих основных дефектов из армии поступают сообщения о дефектах сборки и изготовления отдельных узлов, в особенности дизеля танка, что свидетельствует о еще недостаточном контроле за изготовлением и сборкой танков и нарушении техпроцесса». Этим же постановлением ЧКЗ предписывалось перейти с 1 августа на выпуск танков КВ массой не более 42,5 т. Для уменьшения массы танка приказом наркома танковой промышленности заводам УЗТМ и № 200 разрешалось изменить толщину броневых листов: -Уменьшить толщину бортовых листов, лобового и нижнего листов и листов сварной башни с 75 мм до 60 мм; -Снять экран у водителя — срок 15 июня; -Уменьшить толщину листов днища до 30 мм; -Уменьшить толщину стенок литой башни и бронезащиты пушки до 80–85 мм, а также уменьшить ее -габариты за счет литейных форм, сохранив существующий погон; -Уменьшить ширину трака до 650мм, срок до 1 июля 1942г.
Согласно этому приказу на КВ-1 должна была устанавливаться новая 8-скоростная КПП, новые радиаторы и вентиляторы. Этим же приказом выпуск КВ-1 массой 47,5 т сокращался. К 20 июня на заводе № 100 и ЧКЗ полным ходом шли работы по отработке узлов и агрегатов для облегченного танка. Так, испытания новой 8-скоростной КПП шли сразу на двух КВ (№ 10279 и № 10334), причем начаты они были еще в апреле. К середине июня машины прошли всего от 379 до 590 км (был запланирован пробег 2000 км). Одновременно с этим, на танках КВ с номерами 25810, 10033 и 11021 поставили гусеницу уменьшенной ширины и через один трак без клыков. Масса нового трака была на 1,2 кг меньше старого, а вся гусеница была легче на 262 кг. Испытывались радиаторы новой конструкции, разрабатывалась новая башня. Три КВ даже были отправлены в Ташкент для испытаний новой системы охлаждения двигателя в условиях высокой температуры. В начале июля началась сборка первых облегченных машин КВ, на которые устанавливались новые агрегаты и узлы. Как раз в это время, учитывая прорыв немецких войск к Сталинграду, Ставка ВГК решила увеличить производство среднего танка Т-34 за счет сокращения производства КВ. Мотивировка была обоснованной и простой: КВ не имел преимуществ перед Т-34 в вооружении, был гораздо менее надежен, уступал ему в маневренности, был значительно более сложным и дорогим в производстве. 15 июля 1942 г. ГКО принимает решение о развертывании в месячный срок производства «тридцатьчетверок» на ЧКЗ. При этом выпуск тяжелых танков значительно сокращался — до 450 ед. в квартал, т. е. около 25% мощностей предприятия было оставлено на производство тяжелых танков. Одновременно с организацией производства Т-34 на ЧКЗ и заводе № 100 полным ходом шли испытания нового танка КВ, получившего обозначение КВ-1с (скоростной). С 28 июля по 26 августа 1942 г. два КВ-1с прошли государственные испытания, еще до окончания которых — 20 августа — новый тяжелый танк был принят на вооружение. По сравнению с танком КВ-1 на КВ-1с была уменьшена до 60 мм толщина бронелистов (только толщина подбашенной коробки осталась 75 мм), изменена форма кормы корпуса, установлена уменьшенная башня новой конструкции с командирской башенкой кругового обзора, новые смотровые приборы. Существенные изменения были внесены в силовую передачу танка, установлен новый главный фрикцион, 8-скоростная КПП с силуминовым картером (8 скоростей вперед и 2 назад). Кроме того, на танке КВ-1с смонтировали новые радиаторы и вентилятор, изменили расположение аккумуляторов. В ходовой части применили облегченные опорные катки, ленивец и облегченные гусеницы уменьшенной ширины. В результате всех этих изменений масса КВ-1с снизилась до 42,3 т, возросла скорость (до 43,3 км/ч по шоссе), маневренность и надежность танка. Но цена, заплаченная за это, была велика: вооружение КВ-1с осталось прежним — 76,2-мм орудие ЗИС-5, уменьшение же толщин брони при «старой» схеме бронекорпуса значительно снизило снарядостойкость танка. По своим боевым качествам КВ-1с почти сравнялся с Т-34. Производство КВ-1с началось еще в августе 1942 г., до его официального принятия на вооружение. Причем, из-за того, что ЧКЗ выпускал танки трех типов — КВ-1, КВ-1с и Т-34 — возникли большие проблемы с выпуском КПП. Но все же в сентябре 1942 г. завод изготовил 180 КВ-1с, после чего их выпуск стал снижаться. С 1-го квартала 1943 г. предполагалось установить на КВ-1с командирскую башенку новой конструкции, перископы Mk-4, ввести изменения в систему смазки и охлаждения двигателя, а также увеличить ЗИП. Но к этому времени уже стало ясно, что танки КВ-1с не удовлетворяют новым требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам прорыва, поэтому работы по совершенствованию машины свернули, а в августе 1943 г. производство КВ-1с окончательно свернули. Все силы ЧКЗ и завода № 100 были брошены на создание нового тяжелого танка ИС. На базе КВ-1с был создан другой образец бронетанковой техники, гораздо более известный: тяжелая штурмовая САУ СУ-152. Всего на ЧКЗ в1942 г. было выпущено тяжелых танков КВ-1с 626 единиц, а у 1943 г.- 464 единицы.
Общий суммарный выпуск КВ-1с составил 1090 (по другим данным — 1106) штук. Кроме того, было выпущено 25 КВ-8с (огнеметные) с корпусом от КВ-1с и башней от огнеметного КВ-8 и 10 собственно КВ-8с (огнеметные), где огнемет АТО-42 устанавливался в штатную башню КВ-1с. Описание конструкции КВ-1с по своей сути являлся модернизацией средней глубины по отношению к оригинальной модели КВ-1. Основной целью модернизации было уменьшение общей массы танка, повышение его скорости и надёжности при эксплуатации, решение неудовлетворительной эргономики рабочих мест экипажа на КВ-1. По сравнению с КВ-1 «скоростная» его модификация получила менее габаритный и массивный (в том числе за счёт ослабления бронирования) корпус, новую башню с кардинально улучшенной эргономикой, новую более надёжную коробку перемены передач. Вооружение и моторная группа остались без изменений. КВ-1с имел классическую компоновку, что и все другие серийные советские тяжёлые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. Броневой корпус и башня Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 75 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций. Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 60 мм. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом заряжающего и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
Вооружение Основным вооружением КВ-1с являлась пушка ЗиС-5 калибра 76,2 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка ЗиС-5 имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°. Выстрел производился посредством ручного механического спуска. Боекомплект орудия составлял 114 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. На танке КВ-1с устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3000 патронов. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался сигнальным пистолетом.
Двигатель КВ-1с оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1с имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя. Трансмиссия Танк КВ-1с оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили: -многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»; -четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад); -два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»; -два бортовых планетарных редуктора. Все приводы управления трансмиссией — механические. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков КВ-1 и машин на его базе низкую общую надёжность трансмиссии в целом, и на КВ-1с была установлена новая коробка передач, впоследствии применённая на ИС-2.
Ходовая часть Ходовая часть танка КВ-1с сохранила все технические решения аналогичного узла танка КВ-1, однако ряд деталей был уменьшен в размерах с целью уменьшения общей массы танка. Подвеска машины — индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков диаметра 600 мм на борт. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Зацепление — цевочное, венцы — съёмные. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя поддерживающими катками на борт. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 608 мм. По сравнению с танком КВ-1 ширина гусеницы была уменьшена на 92 мм. Электрооборудование Электропроводка в танке КВ-1с была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя: -электромотор поворота башни; -наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов; -наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины; -контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр); -электроспуск пушки; -средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство; -электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.
Средства наблюдения и прицелы На КВ-1с впервые для крупносерийного советского танка установили командирскую башенку с пятью смотровыми щелями с защитными стёклами. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места. Для ведения огня КВ-1с оснащался двумя орудийными прицелами — телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.
Средства связи Средства связи включали в себя радиостанцию 9Р (или 10Р, 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента. Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В. 10Р представляла собой симплексную ламповую гетеродинную коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции. Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели. Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.
Боевое применение Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко выделялся от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941—1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой. Вроде бы причин для усиления вооружения не было. Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Осенью 1943 года было выпущено некоторое количество КВ-85 (разработанный на базе КВ-1с танк с 85-мм пушкой), но затем производство КВ было свёрнуто в пользу ИС. Небольшое количество КВ-1с продолжало использоваться и в 1945 году; в частности, в феврале 1945 года 68-я танковая бригада, участвовавшая в боях на Кюстринском плацдарме, имела два танка этого типа.
|