Транспортно-боевой вертолёт Ми-8 Ми-8 (по кодификации НАТО: Hip) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач. История создания Средний транспортно-боевой (многоцелевой) вертолет Ми-8 был разработан в начале 1960 гг. ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО "МВЗ им. М.Л.Миля") в кооперации с другими предприятиями, а программа его создания стала крупнейшей в мире вертолетостроения. Он создавался как глубокая модернизация вертолета Ми-4 с газотурбинным двигателем (ГТД). Первый прототип нового вертолета (с одним двигателем) поднялся в воздух в июле 1961 г., второй (с двумя двигателями) – в сентябре 1962 г., первый полет опытного вертолета - в 1962 г., Ми-8МТ (Ми-17) – в 1975 г. Серийное производство Ми-8 началось в 1965 г. на ОАО "Казанский вертолетный завод" и ОАО "Улан-Удэнский вертолетный завод". Вертолет Ми-8 принят на вооружение советских ВВС в 1967 г. Серийное производство Ми-8МТ началось в 1977 г., Ми-8МТВ – в 1991 г. На вертолете Ми-8 установлено несколько мировых рекордов, в том числе рекорд дальности полета по прямой, который не побит до настоящего времени. Назначение Средний транспортно-боевой (многоцелевой) вертолет Ми-8 (Ми-17) предназначен для выполнения широкого круга задач в интересах гражданских ведомств и силовых структур. Особенности Конструктивно вертолет Ми-8 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, крылом и фюзеляжем типа полумонокок, в конструкции которого широко используются крупногабаритные штамповки и клеесварные соединения. Пол и кабина экипажа имеет бронирование. Остекление кабины пилотов обеспечивает хороший обзор. Грузовая кабина вертолета достаточно просторна и, при необходимости, может быть адаптирована для различных вариантов применения. Шасси трехопорное неубирающееся с самоориентирующейся сдвоенной передней опорой. Лопасти несущего винта цельнометаллические и оснащены сигнализацией повреждения лонжерона. Для защиты от обледенения лопасти несущего и рулевого винтов, а также стекла кабины экипажа оснащены электротепловой противообледенительной системой. Вертолет может быть оснащен лебедкой (ЛПГ-300) и средствами для закатки поддона грузоподъемностью 2500 кг. Для транспортировки грузов массой до 3 т машина может быть оснащена системой внешней подвески. Двигательная установка На основных модификациях вертолета Ми-8 в настоящее время устанавливается два газотурбинных двигателя типа ТВ3-117ВМ мощностью по 2000 л.с. каждый, который производится ГУП "Завод им. В.Я. Климова". Вооружение На вертолете Ми-8 может устанавливаться до 4 блоков Б-8В20А с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР); до 4 съемных стрелково-пушечных установок (СПУ) УПК-23-250 с двумя 23-мм пушками ГШ-23Л; бомбы калибра 50-500 кг общей массой до 2000 кг; в носовой части - подвижная установка с 12,7-мм пулеметом, в проемах блистеров - до 8 шкворневых установок с 7,62-мм пулеметами. Оборудование В состав оборудования вертолета входит комплекс пилотажно-навигационных приборов, метеорадиолокатор (МРЛС), связное оборудование, система создания пассивных радиоэлектронных помех. Состояние Всего построено около более 11000 вертолетов (примерно 7300 в Казани и 3800 в Улан-Удэ) типа Ми-8 (Ми-17) более чем 150 модификаций, которые эксплуатируются в 70 государствах мира. Первый в настоящее время производит, в основном, модификации Ми-17-1В в различной комплектации и исполнении (до 90-95% поступает на экспорт), а второй - выпускает модификации Ми-8АМТ (Ми-171) и МИ-8АТМШ (Ми-171Ш).
В настоящее время ОАО "МВЗ им.М.Л. Миля" проводит комплексную модернизацию вертолетов семейства Ми-8 (Ми-17), что позволяет им оставаться одними из самых перспективных и экономически выгодных винтокрылых машин ХХI века. Модернизация вертолетов проводится в целях продления их жизненного цикла (ресурсов и сроков эксплуатации), повышения тактико-технических и экономических показателей, обеспечения возможности круглосуточного применения, улучшения условий работы экипажа и погрузки (выгрузки) войск и техники, а также повышения защиты экипажа, пассажиров и живучести конструкции в целом. Это достигается за счет установки двигателя ВК-2500 с максимальной взлетной мощностью 2400 л.с., новой вспомогательной силовой установки, несущего винта повышенной эффективности с лопастями из композиционных материалов и втулкой с эластомерными подшипниками, Х-образного рулевого винта, бортовой авионики с приборным оборудованием по типу glass cockpit и унифицированного пилотажно-навигационного оборудования круглосуточного применения. Дальнейшему повышению эффективности вертолетов типа Ми-8 способствует исполнение носовой части фюзеляжа современной формы с откидывающимся обтекателем отсека метеолокатора, оборудование машины опускаемой задней рампой-аппарелью с гидравлическим приводом, установкой широкой правой боковой двери, системы внешней подвески грузоподъемностью до 5 т., спасательного оборудования со стрелой грузоподъемностью 300 кг, новых топливной, гидравлической и электрической систем, средств спасения и жизнеобеспечения, а также другого современного оборудования. Капитально-восстановительный ремонт и переоборудование вертолетов Ми-8 (Ми-17) любых модификаций с 1992 г. проводится г. Конотопским авиаремонтным заводом "АВИАКОН". Боевое применение Шестидневная война (1967) Октябрьская арабо-израильская война (1973) Эфиопо-сомалийская война (1977—1978) Афганская война (1979—1989) Ирано-иракская война (1980—1988) Война Пакиша (1981) Карабахский конфликт Первая чеченская война (1994—1996) Эфиопо-эритрейская война (1998—2000) Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) Каргильская война (1999) Вторая чеченская война (1999) Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
Эксплуатанты Используется в более чем 50 странах мира. Характеристики
| В-8
| Ми-8П
| Ми-8Т
| Ми-8МТ (Ми-17)
| Ми-18
| Ми-8МТВ-1 (Ми-17В-1)
| Ми-172 | Год постройки | 1961 | 1965 | 1965 | 1975 | 1980 | 1987 | 1991 | Экипаж, чел | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Число пассажиров, чел | 18 | 28 | 24 | 24 | 30 | 24 | 26 | Длина (с вращ. винтами), м | | 25,31 | 25,31 | 25,31 | 25,31 | 25,31 | 25,31 | Высота (с вращ. рулевым винтом), м | 5,54 | 5,54 | 5,54 | 5,54 | 5,54 | 5,54 | 5,54 | Диаметр несущего винта, м | 21 | 21,3 | 21,3 | 21,3 | 21,3 | 21,3 | 21,3 | Масса пустого, кг | 5726 | 7000 | 6934 | 7200 | 7550 | 7381 | 7514 | Нормальная взлётная масса, кг | | 11570 | 11100 | 11100 | 11500 | 11100 | 11878 | Максимальная взлётная масса, кг | | 12000 | 12000 | 13000 | 13000 | 13000 | н/д | Двигатели | 1 × АИ-24В | 2 × ТВ2-117 | 2 × ТВ2-117 | 2 × ТВ3-117МТ | 2 × ТВ3-117МТ | 2 × ТВ3-117ВМ | 2 × ТВ3-117ВМ | Мощность двигателей, л.с. | 1 ×1900 | 2 × 1500 | 2 × 1500 | 2 × 1900 | 2 × 1900 | 2 × 2000 | 2 × 2000 | Максимальная скорость, км/ч | | 250 | 260 | 250 | 270 | 250 | 250 | Крейсерская скорость, км/ч | | 225 | 225 | 220 | 240 | 240 | 230 | Динамический потолок, м | | 4200 | 4500 | 5000 | 5550 | 6000 | 6000 | Практическая дальность, км | н/д | 425 | 480 | 520 | 580 | 590 | 715 |
|