Самоходная артиллерийская установка «Объект 704» Самоходная установка ИСУ-152 обр. 1945 г.(«Объект 704») была разработана в 1945 г. в КБ завода № 100 под руководством Ж.Я. Котина. Был изготовлен один опытный образец установки, который прошел полигонные испытания. На вооружение установка не принималась и в серийном производстве не состояла. Установка была создана с использованием узлов и агрегатов танка ИС-2 и ИС-3 и относилась к типу полностью бронированных САУ с передним расположением броневой рубки. Боевое отделение и отделение управления были совмещены. Общая высота машины была снижена и составляла 2240 мм. Снижение высоты машины и сокращение объема боевого отделения попытались компенсировать за счет увеличения ширины броневой рубки до уровня надгусеничных полок. В связи с особенностью установки основного оружия механик-водитель был размещен в верхней часги рубки слева от орудия и вел машину, используя перископический прибор наблюдения, установленный в крыше рубки. Командир вел круговое наблюдение с помощью прибора МК-4, установленного во вращающейся крышке люка. Остальные три члена зкипажа вели наблюдение, используя смотровые приборы МК-4, установленные в крыше рубки и во вращавшихся броневых крышках входных люков. Специальная система целеуказания связывала командира машины с наводчиком и механиком-водителем. Для посадки и выхода экипажа из машины служили четы ре люка, расположенные в крыше броневой рубки и закрывавшиеся броневыми крышками. В днище боевого отделения имелся аварийный (запасный) люк. закрывавшийся броневой крышкой. В качестве основного оружия использовалась 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20СМ обр. 1944 Г. с поршневым затвором, установленная в передней части рубки в рамке по продольной оси корпуса. Длина ствола орудия составляла 29,6 калибра. С гаубицей-пушкой был спарен 12,7-мм пулемет ДШК. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от - Г45'до +18°. по горизонтали — в секторе 11". При стрельбе применялись телескопический прицел ТШ-17К и панорама Герца. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, максимальная — 13000 м. Скорострельность достигала 1 — 2 выстр./мин. В качестве дополнительного оружия использовался второй пулемет ДШК с коллиматорным прицелом К-ЮТ, установленный на вращающейся зенитной турели крышки люка заряжающего. В боекомплект установки входили 20 выстрелов раздельного гильзового заряжания с бронебойными или осколочно-фугасными снарядами и 300 патронов к пулеметам ДШК. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 48,78 кг составляла 500 м/с, осколочно-фугасного при массе 43,56 кг - 655 м/с. Броневая защита сварных корпуса и рубки - противоснарядная, изготовленная из катаных броневых листов толщиной 20, 30, 60, 90 и 120 мм. Верхний лобовой броневой лист толщиной 120 мм был общим для корпуса и броневой рубки и имел угол наклона 50° от вертикали. Нижний лобовой лист имел такие» же толщину и угол наклона. 11ижние бортовые листы броневой рубки толщиной 90 мм имели обратные углы наклона 45°. Уровень броневой защиты бортов корпуса машины был таким же, как у танка ИС-3, Верхний кормовой лист толщиной 60 мм располагался под углом 40" от вертикали, нижний — 75 мм под углом 60°. В откидной части верхнего кормового листа для доступа к агрегатам трансмиссии имелись два люка, закрывавшиеся откидными броневыми крышками на петлях. Днище и крыша машины имели толщину брони 20 мм. Над входными и выходными отверстиями для охлаждающего воздуха в крыше моторного отделения были установлены броневые решетки. В моторном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-2ИС мощностью 520 л.с. (382 кВт). Пуск двигателя осуществлялся при помощи электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом от двух воздушных баллонов общей емкостью 10л. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях и обогрева экипажа при длительных стоянках использовался термосифонный подогреватель, подогрев жидкости в котором осуществлялся при помощи паяльной лампы. Емкость основных топливных баков составляла 540 л, двух запасных — 180 л. Запас хода установки по шоссе достигал 220 км. В состав механической трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения стали по феродо; четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач при движении вперед и две передачи при движении задним ходом; два двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения (сталь по стали) и ленточными тормозами и два двухрядных комбинированных бортовых редуктора. Приводы управления поворотом — механические. В системе иодрессоривания использовались индивидуальная независимая подвеска и ограничители хода балансиров опорных катков. В состав гусеничного движителя входили: два ведущих колеса цевочного зацепления с гусеницами со съемными зубчатыми венцами; два направляющих колеса с винтовыми механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и шесть поддерживающих двускатных цельнометаллических катков и две мелкозвенчатые гусеницы с шириной трака 650 мм. Электрооборудование было выполнено по однопроводиой схеме. Напряжение в бортовой сети составляло 24 и 12 В. Источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 общей емкостью 256 А • ч и генератор Г-73 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-24, Для внешней связи на машине была установлена радиостанция 10РК-26, для внутренней связи — переговорное устройство ТПУ-4БИС-Ф. При проведении полигонных испытаний были выявлены достаточно стесненные условия работы экипажа, связанные с большими углами наклона лобовых и бортовых листов броневой рубки и значительной величиной отката ствола орудия (до 900 мм), а также размещением механика-водителя в боевом отделении. Высокая посадка механика-водителя и использование им только одного прибора, установленного в крыше броневой рубки, привели к увеличению непросматриваомого пространства, а также к ухудшению условий его работы, обусловленных большими амплитудами колебаний корпуса при движении машины по пересеченной местности. Характеристики Боевая масса, т
| 47,3
| Экипаж, чел
| 5
| Размеры, мм
| Длина
| 9050
| Ширина
| 3070
| Высота
| 2240
| Клиренс
| 450
| Бронирование, мм | Лоб корпуса (верх) | 120 | Лоб корпуса (низ) | 100 | Борт корпуса (верх) | 90 | Борт корпуса (низ) | 90 | Корма рубки | 60 | Крыша рубки и корпуса | 30 | Маска пушки | 160 | Днище | 20 | Пушка | Марка пушки | МЛ-20СМ | Калибр | 152-мм | Боекомплект, выстрелов | 20 | Пулемет | Марка пулемета | ДШК | Калибр | 12,7-мм | Боекомплект, патронов | 300 | Двигатель | Марка | В-2ИС | Тип | Дизельный | Мощность двигателя, л. с. | 520 | Скорость по шоссе, км/ч | 37 | Скорость по пересеченной местности, км/ч | 10-12 | Запас хода по шоссе, км | 220 | Запас хода по пересеченной местности, км | 120 | Преодолеваемые препятствия | Преодолеваемая стенка, м | 1,00 | Преодолеваемый подъём, град. | 32 | Преодолеваемый ров, м | 2,50 | Преодолеваемый брод, м | 1,50 |
|